Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Русский театр на сломе эпох. Рубеж ХХ-ХХI вв. (550,00 руб.)

0   0
Первый авторВислова А. В.
ИздательствоМ.: Университетская книга
Страниц272
ID178045
АннотацияРассматривается сложное, подвергшееся кардинальным переменам состояние современного российского театра. Показана его роль в культурной жизни страны, ответственность его творцов в деле сохранения самобытных традиций театрального искусства, особенно его нравственной и эстетической составляющих. Предпринята попытка проанализировать генезис современного театрального и культурного языка, выявить его художественные ориентиры и их эволюцию от модернизма к постмодернизму в сложном процессе внутренней трансформации классической эстетики. Затронуты вопросы роли театра в контексте мировоззренческих проблем, а также поиска новых основ культурной идентичности в условиях глобализации. Книгу отличает высокий культурно-философский, нравственный и эстетический уровень. Она вносит новый оригинальный вклад в понимание отечественного театра как важного фактора культурной жизни России.
Кому рекомендованоДля театроведов, искусствоведов, исследователей и специалистов в области культуры, деятелей искусства.
ISBN978-5-98699-050-7
УДК7/9
ББК85.4
Вислова, А.В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж ХХ-ХХI вв. : [монография] / А.В. Вислова .— Москва : Университетская книга, 2009 .— 272 с. — ISBN 978-5-98699-050-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/178045 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РУССКИЙ ТЕАТР НА СЛОМЕ ЭПОХ РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРОЛОГИИ <...> А.В. Вислова РУССКИЙ ТЕАТР НА СЛОМЕ ЭПОХ РУБЕЖ XX–XXI ВЕКОВ Москва Университетская книга 2009 УДК 7/9 ББК 85.4 В53 Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» Рецензенты <...> Современный русский театр и теория «театра жестокости» А. <...> Особенности рыночной ментальности и тенденции нового русского театра. <...> Вслед за пресловутыми «новыми русскими» на свет появился и новый русский театр, чье явление нуждается в описании, культурологическом определении и анализе. <...> Так возникли главы, затрагивающие вопросы вхождения русского театра в модернистский проект ХХ века и отступления от него, интереса современной театральной практики к теории «театра жестокости» А. <...> Арто, мотивы отголосков западной контркультуры в современном отечественном социокультурном «бунте против 8 Предисловие прошлого», вопросы сопоставления идей и состояния умов русской интеллигенции и интеллектуальной элиты двух рубежей веков и др. <...> От «театра для людей» к рынку культурных услуг М ы живем в быстро меняющемся мире. <...> От «театра для людей» к рынку культурных услуг 11 со счетов» большинства. <...> Формирование нового русского театра начинается не с перестройкой в 1985 году, а примерно с десятилетним отрывом почти на самом рубеже ХХ–XXI веков. <...> Одновременно он невольно отступил в растерянности и замешательстве перед нашествием пугающих картин новой сгущающейся реальности, а затем отечественный театр начал свое движение в сторону ухода от этой реальности. <...> От «театра для людей» к рынку культурных услуг 13 прямо противоположной тем идеалам и ценностям, которые провозглашала советская эпоха. <...> Новый русский театр, заметно сократив свое место и влияние в обществе, а заодно и социальный состав своей аудитории, начал отсчет своего времени. <...> Театральное искусство на глазах преобразуется, встав на путь <...>
Русский_театр_на_сломе__эпох._Рубеж_ХХ-ХХI_вв._.pdf
РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРОЛОГИИ А.В. Вислова РУССКИЙ ТЕАТР НА СЛОМЕ ЭПОХ РУБЕЖ XX–XXI ВЕКОВ Москва Университетская книга 2009
Стр.3
УДК 7/9 ББК 85.4 В53 Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» Реценз енты Л.А. Булавка, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора «Языки культур» Российского института культурологии И.Л. Вишневская, доктор искусствоведения, профессор Литературного института им. А.М. Горького и РАТИ (ГИТИС), ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Вислова А.В. В53 Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX–XXI веков / А.В. Вислова. – М.: Университетская книга, 2009. – 272 с.: ил. ISBN 978-5-98699-050-7 Рассматривается сложное, подвергшееся кардинальным переменам состояние современного российского театра. Показана его роль в культурной жизни страны, ответственность его творцов в деле сохранения самобытных традиций театрального искусства, особенно его нравственной и эстетической составляющих. Предпринята попытка проанализировать генезис современного театрального и культурного языка, выявить его художественные ориентиры и их эволюцию от модернизма к постмодернизму в сложном процессе внутренней трансформации классической эстетики. Затронуты вопросы роли театра в контексте мировоззренческих проблем, а также поиска новых основ культурной идентичности в условиях глобализации. Книгу отличает высокий культурно-философский, нравственный и эстетический уровень. Она вносит новый оригинальный вклад в понимание отечественного театра как важного фактора культурной жизни России. Для театроведов, искусствоведов, исследователей и специалистов в области культуры, деятелей искусства. УДК 7/9 ББК 85.4 ISBN 978-5-98699-050-7 © Вислова А.В., 2009 © Цветкова Е., Гутерман М., Стернин А., Сенцов В., Мцхветаридзе З., Герасимчук Л., Васильев В., Куляшин А., фото, 2009 © Российский институт культурологии, 2009 © Университетская книга, 2009
Стр.4
Оглавление Предисловие ............................................................................................ 7 Глава 1 Формирование нового русского театра 1.1. От «театра для людей» к рынку культурных услуг .............................. 10 1.2. Театр и мировой модернистский проект ХХ века ................................ 19 1.3. «Свой» и «чужой» театр новой России ................................................ 30 1.4. Театральное искусство и новая ценностная ориентация ...................... 49 1.5. Современный русский театр и теория «театра жестокости» А. Арто ............................................................... 55 1.6. Бунт против разума как эхо отыгранных отзвуков западной контркультуры ...................................................................... 66 1.7. Какой театр сегодня нужен? ................................................................. 76 Глава 2 Русский театр рубежа веков в новой парадигматике 2.1. Сцена в зеркале экранного сознания .................................................... 81 2.2. Электронная культура и формирование визуального театра .............. 102 2.3. Трагическая маска в пространстве «черной комедии» ........................112 2.4. «Стёб-шоу», или Метаморфозы гротеска на современной сцене ........................................................................ 125 2.5. Театр в эпоху «телесной культуры» ................................................... 138 2.6. Образы-легенды и спектакли-легенды в пространстве палимпсеста .............................................................. 152 2.7. Другой театр ...................................................................................... 166
Стр.5
6 Оглавление Глава 3 Новые театральные тенденции в контексте отечественного умозрения 3.1. От идеи «нового человека» к идеологии наслаждения, или Театр в контексте метаморфоз миропонимания современной элиты ............................................................................ 181 3.2. «Мещанское счастье» в контексте современного культурного дискурса .................................................. 206 3.3. Особенности рыночной ментальности и тенденции нового русского театра ....................................................................... 214 3.4. Куда мигрирует русский театр? .......................................................... 239 Заключение ......................................................................................... 251 Указатель спектаклей ..................................................................... 257
Стр.6