Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Системный анализ в здравоохранении (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЦарик
ИздательствоКемГМА
Страниц52
ID177938
АннотацияУчебно-методические рекомендации по курсу «Системный анализ в здравоохранении» для студентов высших учебных заведений составлены в соответствии с образовательно-профессиональной программой подготовки специалистов по специальности «Экономика и управление на предприятии здравоохранения». Рекомендации так же могут быть использованы как вспомогательная литература для последипломной подготовки по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения».
Царик, Г.Н.(ред.) Системный анализ в здравоохранении / Артамонова Г.В., Ткачев А.Д., Царик Г.Н. (ред.) и др.; Г.Н.(ред.) Царик .— Кемерово : КемГМА, 2006 .— 52 с. — URL: https://rucont.ru/efd/177938 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кемеровская государственная медицинская академия СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Кемерово - 2006 2 ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Учебно-методические рекомендации Кемерово - 2006 Системный анализ в здравоохранении: Учебно-методические рекомендации. <...> Учебно-методические рекомендации по курсу «Системный анализ в здравоохранении» для студентов высших учебных заведений составлены в соответствии с образовательно-профессиональной программой подготовки специалистов по специальности «Экономика и управление на предприятии здравоохранения». <...> Рекомендации так же могут быть использованы как вспомогательная литература для последипломной подготовки по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения». <...> Настоящие рекомендации подготовлены сотрудниками кафедры общественного здоровья, здравоохранения и медицинской информатики Кемеровской государственной медицинской академии проф. <...>  Кемеровская государственная медицинская академия, 2006 2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Темы лекционных занятий Тема 1. <...> Формирование групп населения с повышенным риском патологии. <...> Многофакторная социально-гигиеническая группировка населенных пунктов и территорий. <...> Получение интегрированной оценки с учетом комплекса результативных показателей. <...> ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ ПАТОЛОГИИ Лабораторная работа 1. <...> Используя формулу коэффициента отношения правдоподобия, необходимо рассчитать в опытной и контрольной группе влияние на течение и исход беременности для матери и плода таких факторов, как возраст женщины, порядковый номер родов и брачный статус. <...> Предположим, что было выделено две группы – группа случаев перинатальной смертности и контрольная группа. <...> Экспертным путем определим признаки, необходимые для описания объекта: возраст женщины на момент <...>
Системный_анализ_в_здравоохранении.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.16
Стр.41
Стр.45
Стр.48
Стр.49
Системный_анализ_в_здравоохранении.pdf
Кемеровская государственная медицинская академия СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Кемерово - 2006
Стр.1
ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Учебно-методические рекомендации Кемерово - 2006
Стр.3
Системный анализ в здравоохранении: Учебно-методические рекомендации. Под ред. Царик Г.Н. // Кемерово: КемГМА, 2006. – 46 с. Учебно-методические рекомендации по курсу «Системный анализ в здравоохранении» для студентов высших учебных заведений составлены в соответствии с образовательно-профессиональной программой подготовки специалистов по специальности «Экономика и управление на предприятии здравоохранения». Рекомендации так же могут быть использованы как вспомогательная литература для последипломной подготовки по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения». Настоящие рекомендации подготовлены сотрудниками кафедры общественного здоровья, здравоохранения и медицинской информатики Кемеровской государственной медицинской академии проф. Г.В. Артамоновой, проф. А.Д. Ткачевым, проф. Г.Н., Царик, доц. В.Б. Батиевской, доц. Н.Д. Богомоловой, доц. Е.А. Цитко. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2006 2
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Темы лекционных занятий Тема 1. Особенности системного подхода в решении задач управления. Общие понятия теории систем и системного анализа. Сущность и принципы системного подхода. Основные понятия системного анализа. Методы системного анализа. Этапы системного анализа. Тема 2. Системный подход в управлении здравоохранением. Здравоохранение как объект системного исследования. Социальногигиеническое исследование как динамическая система. Особенности здравоохранения как системы, основные специфические характеристики. Понятие медико-социального комплекса. Темы практических занятий Тема 1. Прогнозирование социально-гигиенических явлений. Формирование групп населения с повышенным риском патологии. Прогнозирование социально-гигиенических явлений. Экспертные методы в прогнозировании. Методы экстраполяции. Методы моделирования в прогнозировании. Комплексный подход в прогнозировании. Многофакторная социально-гигиеническая группировка населенных пунктов и территорий. Тема 2. Комплексная оценка деятельности службы здравоохранения. Сравнение результативных показателей деятельности учреждений. Влияние на результативные показатели ситуационных факторов. Получение интегрированной оценки с учетом комплекса результативных показателей. Моделирование показателей здоровья населения. 3
Стр.5
ТЕМА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ ПАТОЛОГИИ Лабораторная работа 1. различной Цель задания: научиться формировать группы риска по развитию патологии путем расчета коэффициента правдоподобия. Пример 1. Используя формулу коэффициента отношения отношения правдоподобия, необходимо рассчитать в опытной и контрольной группе влияние на течение и исход беременности для матери и плода таких факторов, как возраст женщины, порядковый номер родов и брачный статус. Решение. Предположим, что было выделено две группы – группа случаев перинатальной смертности и контрольная группа. Экспертным путем определим признаки, необходимые для описания объекта: возраст женщины на момент родов, порядковый номер родов и брачное состояние женщины. Расчет коэффициента отношения правдоподобия производим по формуле: Кi = Pи : Рх Рассчитаем коэффициент отношения правдоподобия по фактору «возраст женщины» (таблица 1): Возраст Таблица 1. Определение коэффициента правдоподобия по фактору «возраст женщины» группы женщины на момент родов (годы) до 19 случаев перинатальной смертности (и) n 20 35 и выше 20-24 40 25-29 60 30-34 60 20 ИТОГО 200 Ри 0,1 0,2 0,3 0,3 0,1 контрольная группа (к) n 12 80 60 40 8 Рк 0,06 0,40 0,30 0,20 0,04 1,0 200 1,0 коэффициент отношения правдоподобия К1=Ри/Рк 1,7 0,5 1,0 1,5 2,5 1,0 Полученные коэффициенты говорят о том, что у женщин в возрасте до 19 лет в 1,7 раза больше риск неблагополучного исхода (перинатальная смерть), чем благополучного. 4
Стр.6
ТЕМА 3. МНОГОФАКТОРНАЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ Лабораторная работа 3. уяснение Цель занятия: необходимости группировки административных территорий в однородные группы, освоение методики распределения населенных пунктов по группам и определение их ранговых мест. Для решения многих социально-гигиенических и народнохозяйственных задач необходимо распределить различные населенные пункты и административные территории на отдельные группы, выделить лучшие, средние и худшие регионы, определить ранговые места. Необходимость в проведении таких исследований возникает при решении следующих задач: — при оценке деятельности служб здравоохранения; — при распределении муниципальных заданий на оказание бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий; — при оценке обеспеченности ресурсами здравоохранения; — при выборе репрезентативного населенного пункта (или региона) для проведения дальнейшего социально-гигиенического исследования; — при проведении медицинского, и социально-экономического районирования. В настоящее время организаторы здравоохранения проводят ранжирование служб здравоохранения городов, районов и областей по отдельным признакам — показателям здоровья населения, обеспеченности ресурсами. Такой подход дает представление о степени отклонения отдельных показателей от средних, нормативных данных и о выделении лучших, средних и худших объектов. При этом учитываются отдельные разрозненные показатели, то есть игнорируется системный подход. Необходимо одновременно учитывать несколько признаков вместе и проводить так называемую несколько многофакторную способов формирования набора Метод группировку административных территорий. Важное значение для разработки адекватной группировки объектов имеет отбор результативных и факториальных признаков (показателей, факторов). Существуют факторов для многофакторной группировки объектов — экспертные методы, методы ранговой корреляции и многомерного статистического анализа. Из простых немашинных методов многомерных группировок объектов можно рекомендовать метод нормирования показателей. нормирования очень удобен для распределения различных регионов на группы. 14
Стр.16
ТЕМА 5. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Лабораторная работа 5. Цель занятия: освоить методику восстановления показателей здоровья населения на основе неполных данных. Задание 1. Восстановите показатели заболеваемости населения по неполным данным, если известен индекс соотношения показателей (ИСП) обращаемости и полной заболеваемости [5,175]по возрасту в различных городах (табл. 35). Таблица 35. Сведения о заболеваемости по обращаемости и индекс соотношения показателей по возрасту Возраст, годы Город ИСП 0-4 5-9 ИСП Забол. по обращ. на 1000 10-14 Забол. по обращ. на 1000 ИСП Забол. по обращ. на 1000 15-19 ИСП Забол. по обращ. на 1000 А 0,88 1200 0,67 1120 0,69 1080 0,43 1120 Б 0,86 1120 0,64 1300 0,56 1250 0,58 1120 В 0,81 980 0,54 990 0,43 1010 0,47 1080 Г 0,87 1080 0,62 1120 0,58 1300 0,49 1250 Д 0,97 1300 0,63 1000 0,53 1120 0,39 1300 Е 0,85 990 0,57 980 0,50 970 0,45 990 Ж 0,84 1000 0,61 1005 0,53 1120 0,53 980 Порядок выполнения работы: Для восстановления показателей полной заболеваемости могут быть использованы всевозможные источники, которые отражают разные стороны заболеваемости населения: данные поликлиник, стационаров, осмотров населения, опроса, лабораторных исследований и т.д. Каждый из источников информации не дает полного представления о заболеваемости населения. Сравнение показателей заболеваемости населения, полученной из различных источников, и полной заболеваемости по результатам натурного изучения (комплексное изучение заболеваемости) позволяет рассчитать индекс соотношения показателей (ИСП), построить адекватные математические модели зависимости между показателями. 39
Стр.41
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Общие понятия теории систем и системного анализа. 2. Сущность и принципы системного подхода. 3. Определение системы, ее связь с внешней средой и основные характеристики. 4. Цель системы, взаимодействие подсистем. 5. Вход им выход системы, основные характеристики. 6. Методы изучения системы. Их классификация по содержанию и по цели. 7. Понятие модели, основные свойства модели. 8. Вербальные методы изучения системы. 9. Графические методы изучения системы. 10. Математические методы изучения системы. 11. Методы декомпозиции и композиции. 12. Методы упрощения систем. 13. Методы оценки структурной адекватности. 14. Методы взаимодействия структурных частей. 15. Основные характеристики экспериментирования. 16. Понятие и этапы системного анализа. 17. Моделирование как метод системного анализа. 18. Содержание этапов концептуального анализа. 19. Социально-гигиеническое исследование как динамическая система. 20. Формулирование проблемы, темы, гипотезы, цели и задач социальногигиенического исследования. 21. Организация социально-гигиенического исследования. 22. Сбор и обработка информации для социально-гигиенического исследования. 23. Экспертные оценки в системном анализе. 24. Особенности здравоохранения как социально-экономической системы. 25. Определение медико-производственного комплекса. Его элементы. 26. Особенности комплекса. функционирования 43 и недостатки натурного медико-производственного
Стр.45
ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Учебный план, содержание курса. 3 Тема 1. Формирование групп населения с повышенным риском патологии. Богомолова Н.Д. . Тема 2. Прогнозирование социально-гигиенических явлений. Ткачев А. Д. Тема 3. Многофакторная социально-гигиеническая группировка населенных пунктов и территорий. Батиевская В. Б. Тема 4. Комплексная оценка деятельности системы здравоохранения. Артамонова Г. В. Тема 5. Тема: Моделирование показателей здоровья населения. Цитко Е. А. Контрольные вопросы по дисциплине Литература 4 8 14 20 39 43 45 46
Стр.48
Отпечатано редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО КемГМА Росздрава 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7(3842)734856; epd@kemsma.ru Подписано в печать 11.04.2006. Гарнитура таймс. Тираж 100 экз. Формат 21×30½ У.п.л. 2,7. Отпечатано с готового оригинал-макета Лицензия ЛР №21244 от 22.09.97 47
Стр.49