Физиология Сверхчеловека или Введение в третье тысячелетие. <...> Историческая книга», 2011
СверхЛиври, или Предисловие
Анатолий Ливри, писатель, живущий во Франции и Швейцарии, но
пишущий для русского читателя, уже известен в России не только по достаточно громким скандалам, описанным в прессе, но, что гораздо важнее благодаря изданным в С.-Петербурге и Москве книгам «Выздоравливающий» (2003), «Набоков-ницшеанец» (2004), «Ecce homo» (2007),
«Посмертная публикация» (2008). <...> Новая книга Анатолия Ливри «Физиология Сверхчеловека, или Введение в Третье Тысячелетие» написана в характерном для автора, но достаточно редком жанре современной литературы – это своеобразный итог
совершенного и продуманного за исчерпанное десятилетие, серия пространных философско-художественных эссе, сплавляющих воедино философскую рефлексию и литературную критику, моралистические размышления и публицистику, обращение к «вечным» вопросам и злободневным
темам. <...> Книга посвящена «жрецам Диониса»– Пушкину, Ницше, Булгакову, Набокову, Достоевскому
– к числу которых, вероятно, следует причислить и самого Ливри. <...> Главные персонажи его философско-художественной рефлексии – Ницше и
Набоков. <...> Достоинства «Физиологии сверхчеловека» лежат, думается, прежде
всего, в художественно-стилистической сфере, по крайней мере, в ней
они бесспорны. <...> Нецелесообразно переписывать то, что некогда написали, или напишут немцы, а потому цель этой книги – достигнуть просторов, коих
не пришлось увидеть Фридриху Ницше – добраться до Ultima Thule!
– исследовать гиперборейские земли, использовав мысль Ницше в качестве быстроходного ̉Аργώ; исходить вдоль и поперёк страны, которые не
успел изучить Фридрих Ницше. <...> Вехами моего пути к неизведанным – а может забытым, – материкам мысли станут такие понятия, как «воля к чистоте»; «номадыаристократы» – ницшевские «безродные», от «человечества» поотвыкшие; «возрождение союза финикийской и ахейской рас» – Словом!;
«осколок <...>
Физиология_Сверхчеловека_или_Введение_в_третье_тысячелетие._Ливри,_Пушкин,_Ницше,_Булгаков,_Набоков,_Достоевский_—_жрецы_Диониса_.pdf
-
--
Стр.3
УДК 82:1
ББК 83.3(2)6
Л55
Ливри А.
Л55 Физиология Сверхчеловека или Введение в третье тысячелетие.
Ливри, Пушкин, Ницше, Булгаков, Набоков, Достоевский — жрецы
Диониса / А. Ливри. — СПб. : Алетейя, 201 . — 312 с.
1
ISBN 978-5-91419-430-4
Автор вводит читателя в философию Третьего Тысячелетия. Русский
писатель Анатолий Ливри, погружаясь в утончённую сложность
Сверх человека, раскрывает её, черпая примеры из русской литературы,
попутно делая серию открытий в творчестве Набокова, Булгакова,
Мандельштама.
УДК 82:1
ББК 83.3(2)6
© Ливри А., 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
© «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
СверхЛиври, или Предисловие
Анатолий Ливри, писатель, живущий во Франции и Швейцарии, но
пишущий для русского читателя, уже известен в России не только по достаточно
громким скандалам, описанным в прессе, но, что гораздо важнее
благодаря изданным в С.-Петербурге и Москве книгам «Выздоравливающий»
(2003), «Набоков-ницшеанец» (2004), «Ecce homo» (2007),
«Посмертная публикация» (2008). Он признан отечественным литературным
сообществом, о чем свидетельствуют две его литературные премии
– «Серебряная литера» (2005) и «Эврика» (2006).
Новая книга Анатолия Ливри «Физиология Сверхчеловека, или Введение
в Третье Тысячелетие» написана в характерном для автора, но достаточно
редком жанре современной литературы – это своеобразный итог
совершенного и продуманного за исчерпанное десятилетие, серия пространных
философско-художественных эссе, сплавляющих воедино философскую
рефлексию и литературную критику, моралистические размышления
и публицистику, обращение к «вечным» вопросам и злободневным
темам. Автор с самого начала требует от читателя особого настроя для чтения
его книги, заявляя о главном предмете своей рефлексии – «человеке»,
существование которого он одновременно, вполне в духе постмодернистской
идеи «смерти человека», оспаривает, последовательно отказываясь
от идей «добродетели», «справедливости», «равенства и братства» человеческого
общества. В новой книге подхвачены и развернуты многие уже высказанные
им в различных книгах, статьях, интервью идеи, но собранные в
едином потоке рефлексии они приобретают характер целостной системы.
Знакомая по прежним сочинениям пафосная задиристость изложения,
изрядная эпатажность вкупе с витиеватой словесной игрой, стилистической
изощренностью и любопытным словотворчеством свидетельствуют
о несомненной филологической одаренности автора. Анатолий
Ливри, как он не раз заявлял, претят «интеллектуалы», но создание идейно
перенасыщенных и метафорически усложненных текстов, безусловно,
требуют высокого интеллекта и от писателя, и от его читателей. В эссеистической
книге Ливри читатель находит разнообразные литературно5
Стр.5
философские ассоциации, демонстрирующие богатую эрудицию автора,
интересные размышления над Платоном и Сократом, Монтенем и Свифтом,
М. Булгаковым и О. Мандельштамом и т.д. Книга посвящена «жрецам
Диониса»– Пушкину, Ницше, Булгакову, Набокову, Достоевскому
– к числу которых, вероятно, следует причислить и самого Ливри. Главные
персонажи его философско-художественной рефлексии – Ницше и
Набоков. При этом писатель не стремится создать простой (пусть даже
пространный и тонкий) комментарий к их произведениям или дать их развернутый
анализ, который неизбежно имел бы прикладное значение, хотя
внешне – изобилием цитат, ссылок, комментариев – книга и походит на
философское или филологическое научное исследование. Жадное желание
А. Ливри не сливаться ни с ницшеведами, ни с набоковедами, ни с
какими другими «ведами» (с профессиональными толкователями творчества),
проявляется в стремлении превратить собственные размышления в
текст, соприродный ницшевскому или набоковскому, не тождественный
им в жанровом смысле, но идейно-эстетически «равновеликий». Можно
сказать, что если не в целом, то в каких-то фрагментах этот замысел автору
удается успешно реализовать.
Высокая самооценка автора сочетается с высокой требовательностью
– как к себе самому, так и к своим потенциальным собеседникам.
Отсюда – предупреждения читателям, как следует рационально («интеллектуально»)
понимать и эмоционально («дионисийски») воспринимать,
переживать читаемую книгу. Отсюда – насыщенная метафорика
прозы Ливри и ассоциативно-вольная композиция ее.
Достоинства «Физиологии сверхчеловека» лежат, думается, прежде
всего, в художественно-стилистической сфере, по крайней мере, в ней
они бесспорны. Тогда как философско-публицистическое содержание
книги провокативно, можно сказать, намеренно дискуссионно, и несомненно
вызовет весьма противоречивую реакцию. В силу указанных
обстоятельств даже те из читателей, которые скептически отнесутся
к излюбленным идеям А. Ливри – антидемократизму, антифеминизму,
монархизму и пр., с интересом познакомятся с его книгой.
Наталья Тиграновна Пахсарьян,
Профессор Кафедры Зарубежной Литературы
Московского Государственного Университета им. Ломоносова
6
Стр.6