Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Информационное обеспечение фармацевтического бизнеса: методические рекомендации для студентов 5 курса заочного отделения фармацевтического факультета (90,00 руб.)

0   0
Первый авторПетров
ИздательствоКемГМА
Страниц60
ID177614
АннотацияМетодические указания предназначены для самостоятельной работы студентов 5 курса заочного отделения фармацевтического факультета и могут служить дополнительным методическим материалом к имеющейся в распоряжении студентов литературы.
Петров, Г.П. Информационное обеспечение фармацевтического бизнеса: методические рекомендации для студентов 5 курса заочного отделения фармацевтического факультета / Г.П. Петров .— Кемерово : КемГМА, 2006 .— 60 с. — URL: https://rucont.ru/efd/177614 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кемеровская государственная медицинская академия ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА Кемерово - 2006 2 ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА Методические рекомендации и контрольные задания для студентов 5 курса заочного отделения фармацевтического факультета Кемерово - 2006 Петров Г.П. <...> Информационное обеспечение фармацевтического бизнеса: методические рекомендации для студентов 5 курса заочного отделения фармацевтического факультета. <...> Рецензенты: Кульпина Т.Г. - зав. кафедрой фармации КемГМА, доцент; Кузнецова О.П. - директор аптеки «Гомеопатическая аптека», к.ф.н. <...> Ориентация деятельности фармацевтических организаций на рынок требует от руководителей осознанного преобразования организационноэкономической структуры, знания настоящего и будущего фирмы, то есть разработки стратегии, качественно новой организации и управления информационными ресурсами. <...> Общие указания В соответствии с учебным планом каждый студент, изучающий дисциплину «Управление и экономика фармации» должен выполнить контрольную работу по фармацевтической информации в виде реферата по 1 из 10 предложенных тем. <...> Компьютерные информационные системы в области лекарственного обеспечения. <...> Формулярная система основанная на концепции жизненно важных лекарственных средств. <...> Тематический план раздела «Информационное обеспечение фармацевтического бизнеса» № п/п 1 <...> Наименование темы 2 Научная информация: теория и практика Документальные источники информации Информационно-поисковые системы в фармации Маркетинговые методы исследования информационных потребностей Информационно-рекламная деятельность фармацевтических организаций Зачетное занятие 5 Количество часов Лекции Практические занятия 3 4 2 2 3 2 2 3 2 3 1 Задания для практических занятий. <...> Первичный — документ <...>
Информационное_обеспечение_фармацевтического_бизнеса_методические_рекомендации_для_студентов_5_курса_заочного_отделения_фармацевтического_факультета.pdf
Кемеровская государственная медицинская академия ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА Кемерово - 2006
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА Методические рекомендации и контрольные задания для студентов 5 курса заочного отделения фармацевтического факультета Кемерово - 2006
Стр.3
Петров Г.П. Информационное обеспечение фармацевтического бизнеса: методические рекомендации для студентов 5 курса заочного отделения фармацевтического факультета. – Кемерово, 2006. – 55 с. Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов 5 курса заочного отделения фармацевтического факультета и могут служить дополнительным методическим материалом к имеющейся в распоряжении студентов литературы. Рецензенты: Кульпина Т.Г. - зав. кафедрой фармации КемГМА, доцент; Кузнецова О.П. - директор аптеки «Гомеопатическая аптека», к.ф.н. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2006 2
Стр.4
Актуальность темы Перед современным фармацевтическим образованием стоит серьезная задача подготовки специалистов – менеджеров для работы в рыночных условиях. Знание теоретических закономерностей, зарубежного и отечественного опыта управления аптекой, а также действующей законодательной и нормативной базы позволит эффективно выполнять служебные обязанности, возложенные на работников управленческого труда. Ориентация деятельности фармацевтических организаций на рынок требует от руководителей осознанного преобразования организационноэкономической структуры, знания настоящего и будущего фирмы, то есть разработки стратегии, качественно новой организации и управления информационными ресурсами. В настоящее время во всех отраслях возрастает решающая роль информации как основы в производстве материальных благ и услуг. Быстрое увеличение числа интенсивный обмен в международном масштабе, лекарственных препаратов и изменение экономических условий и установление рыночных отношений, смещение акцента в деятельности аптечной службы с приготовления на приобретение, хранение и распределение лекарственных препаратов и на пациента, проблема рационального использования ассортимента лекарственных средств, интеграция деятельности провизоров в рамках системы медицинского обслуживания, возрастающая доступность новых и сложных по действию лекарственных препаратов вызывает необходимость получения широких знаний в области фармацевтической информации. Изучение курса позволит подготовить специалистов, способных объективно и профессионально оценивать информацию о лекарственных средствах и представлять ее различным категориям потребителей. Общие указания В соответствии с учебным планом каждый студент, изучающий дисциплину «Управление и экономика фармации» должен выполнить контрольную работу по фармацевтической информации в виде реферата по 1 из 10 предложенных тем. При выполнении данной работы студент углубляет свои теоретические знания по вопросам информации, развивает способности по обобщению материала, его систематизации. Не следует включать в работу материалы, не имеющие прямого отношения к данной теме. Основой для выполнения контрольной работы являются учебные пособия, монографии, публикации в литературе, законодательные акты. 3
Стр.5
Задания для практических занятий. Занятие№1 информации. объем Тема: Документальные источники научной фармацевтической Блок информации Современные темпы развития науки обусловили колоссальный научной информации. Провизору, осуществляющему информационное обслуживание специалистов здравоохранения и населения, необходимо уметь обрабатывать документальные источники информации, знать правила работы над текстом. Работа с литературой — творческий процесс, важный этап к проведению собственных исследований по изучаемой проблеме. "Выбор чужих мыслей требует работы собственной мысли" (Жан Лабрюйер). Термин "документ" определяется ГОСТом 16487-83 как материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи и во времени, и в пространстве. Документы, как источники информации, делятся на два вида: первичные и вторичные. Первичный — документ, содержащий исходную информацию (ГОСТ 6.10.2-83), вторичный документ является результатом аналитикосинтетической переработки (ГОСТ 7.27-80) одного или нескольких первичных документов. Деление это условно, поскольку оно относится в основном к самой научной информации, а не к документам, в которых она содержится. Исторически сложившаяся система такова, что многие из них включают в себя одновременно и результаты научных исследований, и переработку прежних сведений, содержащихся в ранее опубликованных документах (например статьи в научных журналах, монографии, справочная литература). ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Опубликованные издания Опубликованные Неопубликованные издания - предназначены Непубликуемые издания для широкого распространения, доводят до всеобщего сведения посредством печати. Неопубликованные — не рассчитаны на широкое распространение (отче ты о НИР, диссертации, депонированные рукописи, заявки на изобретения и пр.). 6
Стр.8
Информационное систематизированные сведения издание — издание, о документах содержащее (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках. Информационное издание выпускается организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, в том числе органами НТИ. Реферативное издание - информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих рефераты. Обзорное издание - информационное издание, содержащее публикацию одного или нескольких обзоров, включающих результаты анализа и обобщения представленных в источниках сведений. документов и проводить ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Научиться умению определять вид первичных аналитико-синтетическую переработку информации первичных документов. ЗАДАЧИ. Научиться умению: 1. Определять вид и осуществлять классификацию первичных документов 2. Проводить аналитико-синтетическую переработку информации (АСПИ) 2.1. Составлять библиографическое описание (БО) документов 2.2. Осуществлять аннотирование на любой источник информации 2.3. Составлять реферат на основе типовой схемы построения ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ 1. Найдите правильный ответ. Первичные документы (ПК) 1. По видам 2. По структуре классифицируют на: а) Опубликованные б) Неопубликованные в) Непубликуемые 2. Найдите соответствия. Издания классифицируются: а) Моноиздания б) Сборники в) Авторские г) Непериодические д) Периодические 3. По периодичности е) Официальные ж) Продолжающиеся 3. Найдите правильный ответ. Непериодические издания: а) Выходят неповторяющимися выпусками. б) Выходят содержанию, через определенные промежутки через неопределенные промежутки времени, по повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными выпусками. 9 однотипно оформленными времени,
Стр.11
3. Выходные данные в. Номер тома, количество страниц 4. Кол-ые характиристики г. Место издания, издательство, год издания 9. Подберите соответствия: характеристика Вторичный документ 1. Библиографическое описание 2. Аннотация 3. Реферат 4. Обзор Характеристика элемента БО а)Краткая характеристика ПД (содержание, назначение, форма и др.) б) Сокращенное изложение содержания ПД с основными факт.сведениями и выводами г) в) Сводная характеристика вопроса, извлеченная из нескольких ПД Совокупность приведенных по определенным правилам сведений о ПД, необходимых и достаточных для его характеристики и идентификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (Выполняются по вариантам, предложенным преподавателем) ЗАДАНИЕ 1. КЛАССИФИКАЦИЮ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ Для успешного классификации документов представленные в таблице 1.1. Вариант 1. (См. Первичные документы 1. Учебное пособие Е.Е.Лоскутовой, З.А.Савельевой, З.И.Зайцевой Финансово-экономический анализ деятельности аптечного предприятия Выпущено в Москве издательством "МЦФЭР" в 1999 году на 176 стр. 2. Журнал "Новая аптека" за 1999 год, выпуск N 5, Москва. (Статья Е.А.Максимкиной на стр. 30-32. Анализ финансово-экономической деятельности аптечной организации) 2. 1. Учебное пособие Г.Ф.Лозовой, П.В.Лопатина, Г.Т.Глембоцкой Менеджмент фармацевтической организации. Выпущено в Уфе издательством "БГМУ" в 1999 году на 182 стр. 2. Журнал "Экономический вестник фармации" за сентябрь 1999 года. Москва. (Статья И.В.Косовой, Н.В.Потяговой на стр. 88-89. Изучение рынка биологически активных добавок к пище в Московском регионе) 3. 1. Монография С.Г.Сбоевой, Е.Е.Лоскутовой, Т.П.Лагуткиной Летопись российской фармации. XX век. Выпущена в Москве издательством "Химия и бизнес" в 2000 году на 304 стр. 2. Сборник материалов международной конференции "Российская фармация от национализации к приватизации развитие по спирали" за 1999 год, Москва. (Статья З.А.Савельевой, З.И.Зайцевой, Е.Е.Лоскутовой на стр. 62. Рыночная экономика и социальная сфера) 11 лекцию). Учесть ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД И ОСУЩЕСТВИТЬ выполнения задания используйте данные, Таблица 1.1 Вторичный документ - Его схему
Стр.13
Пример 1. Учебное пособие Л.А.Лобутевой, П.В.Лопатина, Л.П.Чековой Организация фармацевтической помощи: системный маркетинговый подход. Выпущено в Москве издательством "ВУНМЦ МЗ РФ" в 1999 году на 174 стр. 2. Журнал "Фармация" за 1ЭЭ9 год, выпуск N 4, Москва. (Статья Л.А.Лобутевой, Р.С.Тарасенко на стр. 33-40. Изучение особенностей проведения рекламной кампании седативных лекарственных препаратов растительного происхождения на фармацевтическом рынке Москвы) АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1 (код2) 1 ЭТАП. Определить вид документа: Первичный (код 1), Вторичный 1.1 Для документа 1. Например Это ПЕРВИЧНЫЙ, документ: содержит исходную информацию (код 1) Вариант N Это………документ:…………………………………...…. (код . ) 1.2 Для документа 2. Например Это ПЕРВИЧНЫЙ документ: содержит исходную информацию (код 1) Вариант N Это ……… документ: ………………………...……...……(код . ) 2 ЭТАП. Определить вид первичного документа: Опубликованный (код 1), Неопубликованный (код 2), Непубликуемый (код 3) 2.1 Для документа 1. Например ОПУБЛИКОВАННЫЙ: доводится до всеобщего сведения через печать (код 1) Вариант N …….…………………...………………………...……...……(код . ) 2.2 Для документа 2. Например ОПУБЛИКОВАННЫЙ: доводится до всеобщего сведения через печать (код 1) Вариант N …….…………………...………………………...……...……(код . ) 3 ЭТАП. Провести классификацию издания по виду: Авторское (код 1), официальное (код 2) 3.1 Для документа 1. Например АВТОРСКОЕ: авторы пособия Л.Лобутева,П.Лопатин,Л.Чекова (код 1) Вариант N …….…………………...………………………...……...……(код . ) 3.2 Для документа 2. Например АВТОРСКОЕ: содержит статьи конкретных авторов (код 1) Вариант N …….…………………...………………………...……...……(код . ) 4 ЭТАП. Провести классификацию издания по периодичности: Периодическое (код 1), Непериодическое (код 2),Продолжающееся (код 3) 4.1 Для документа 1. 12
Стр.14
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Вариант N 2) Изучение рынка биологически активных добавок к пище в московском регионе. И.В. Косова, Н.В. Потягова. В настоящее время на фармацевтическом рынке Москвы появилось множество биологически активных добавок к пище (БАД). Нами были проведены маркетинговые исследования БАД. Объектами исследования послужили 46 аптек Москвы, торговый дом "Лавка жизни" и сеть киосков "Лавка жизни". В ходе эксперимента изучалась ассортиментная и ценовая политика на рынке БАД, основные поставщики БАД, анализировалось потребительское поведение на рынке БАД. Анализ ассортиментной политики позволил установить, что БАД появились в ассортименте обследованных аптек с 1990 года, но основная масса аптек (6%) реализуют их только последние три года. В основном на московском рынке преобладают БАД импортного производства (74%). В аптеках БАД чаще всего реализуются через отделы безрецептурного отпуска. Проведенный подсчет удельного веса БАД в ассортименте отдела безрецептурного отпуска показал, что в прошлом году он составил в среднем 3.6% В ассортименте киосков "Лавка жизни" БАД составляют 50-80% Анализ ценовой политики показал, что в различных аптеках она ориентирована на разные цели. В одних аптеках уровень торговой надбавки при формировании розничной цены на БАД достаточно постоянен (24-32%). В других - значение розничной торговой надбавки возрастает до 55%. Далее нами были сопоставлены средние цены на БАД в аптеках с ценами торгового дома "Лавка жизни". Для сопоставления цен рассчитывался индекс цен, который составил в 1998 г. по сравнению с 1997 г. от 110% в одних аптеках до 208% в других. Для изучения потребительского поведения на рынке БАД было проведено социологическое исследование покупателей. Результат анкетирования показали, что основной группой потребителей БАД являются женщины (59%). Одновременно установлена недостаточная степень подготовленности лиц, реализующих БАД. Анкетирование аптечных работников показало, что фармацевты не владеют полной информацией о БАД. Проведенные исследования позволили сделать аптекам конкретные рекомендации по совершенствованию ассортиментной, ценовой, кадровой политики при реализации БАД. Примечание. Данная статья приведена с сокращениями. 19
Стр.21
Отпечатано редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО КемГМА Росздрава 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7(3842)734856; epd@kemsma.ru Подписано в печать 23.01.2006 Гарнитура таймс. Тираж 300 экз. Формат 21×30½ У.п.л. 3,2. Отпечатано с готового оригинал-макета Лицензия ЛР №21244 от 22.09.97 56
Стр.58