Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

О древнерусском литературном творчестве: опыт типологии с XI по середину XVIII вв. от Илариона до Ломоносова (242,00 руб.)

0   0
Первый авторДемин А. С.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц760
ID175187
АннотацияВ книге разрабатывается новая и актуальная проблема - история древнерусского литературного творчества, интегрирующая поэтику, стилистику, текстологию, идеологию и эстетику древнерусской литературы. Рассматриваются основные типы древнерусского литературного творчества, их признаки и эволюция в течение семи с половиной веков. Материалом для наблюдений служат памятники практически всех древнерусских жанров, от сочинений митрополита Илариона и летописей до ранней русской драматургии и поэзии Ломоносова. Книга является продолжением предыдущей большой монографии А.С. Демина ("О художественности древнерусской литературы", М., 1998) и составляет двухтомник по эстетической истории литературы Древней Руси, основа которой заложена трудами Ф.И. Буслаева, А.С. Орлова, И.П. Еремина, Д.С. Лихачева.
Кому рекомендованоКнига предназначена для историков, филологов и всех интересующихся литературоведением и историей культуры.
ISBN978-5-94457-133-0
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)3-001.3
Демин, А.С. О древнерусском литературном творчестве: опыт типологии с XI по середину XVIII вв. от Илариона до Ломоносова : [монография] / А.С. Демин .— Москва : Языки славянской культуры, 2003 .— 760 с. — (Studia philologica) .— Отв. ред.: В.П. Гребенюк .— ISBN 978-5-94457-133-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/175187 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Новаторское литературное творчество в XVII первой половине XVIII в. <...> Мотив переменчивости жизни в драматургии первой половины XVIII в. <...> Об исследователях и исследовании древнерусской литературы Труды В. Н. <...> И все же в результате проделанного анализа складывается обобщенная картина; категорией «тип литературного творчества» древнерусская литература охватывается в самом крупном членении. <...> Называю такие типы достаточно условно по их отношению к Новому времени: 1) архаическое литературное творчество, первоначальное на Руси и резко не похожее на наше; 2) традиционное литературное творчество, перерабатывавшее традиции и более сходное с нашим в повествовательной области; 3) новаторское литературное творчество, склонное к явственным новациям и предшествующее нашим устремлениям к художественности литературы. <...> К истории типов древнерусского литературного творчества исследователи даже не подступались, тем более что хронологические границы между типами размыты, типы «заходят» в чужие пределы, а древнерусская литература гораздо более едина, вопреки накладываемым на нее разного рода периодизациям. <...> Игорь начал княжить лишь после смерти Олега, но выражения, употребленные летописцем в повествовании о княжеской деятельности Игоря, опять указывали на некоторую пассивность Игоря сравнительно с Олегом: Игорь всего лишь однажды «победивъ» непокорных деревлян (41, под 913 г.), в то время как Олег «примучивъ а», то есть покорил (23, под 883 г.), «бе обладая» ими (23, под 885 г.) и включил в свое войско (под 907 г.). <...> Затем летописец снова отметил слабохарактерность Игоря: не князь побудил дружину идти к деревлянам за данью, а корыстная дружина сама позвала князя, «и послуша ихъ Игорь» (53, под 945 г.). <...> Затем, беря дань с подвластных деревлян, Игорь совсем потерял чувство меры. <...> Деревляне так это и восприняли: «Почто идеши опять? <...> В повествовании под 946 и 947 гг. летописец, быть может, обозначил еще одну одновременно и княжескую, и «женскую» черту <...>
О_древнерусском_литературном_творчестве_.pdf
Стр.1
Стр.4
Стр.5
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
О_древнерусском_литературном_творчестве_.pdf
Стр.1
                           © Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Знак. Электронная версия книги. 2007 © Рукописные памятники Древней Руси. Электронная версия книги. 2007
Стр.4
 83.3(2=)3-001.3  30         ()   02-04-16012  30  . .  :    XI   XVIII .     / . . . . . – .:   , 2003. – 760 c. – (Studia philologica). ISSN 1726-135 ISBN 5-94457-133-0 . .  («   », ., 1998)         ,     . . , . . , . . , . . .  83.3(2=)   ,  , , ,     .      ,          .         ,             .              —  Outside Russia, apart from the Publishing House itself (fax: 095 246-20-20 c/o M153, E-mail: koshelev.ad@mtu-net.ru), the Danish bookseller G•E•C GAD (fax: 45 86 20 9102, E-mail: slavic@gad.dk) has exclusive rights for sales of this book.        ,   «  »,      G•E•C GAD. Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. © . . ., 2003 © . . .  , 2003 ISBN 5-94457-133-0   
Стр.5
6 СОДЕРЖАНИЕ К читателям ........................................................................................................... 9 Несколько слов о периодизации древнерусской литературы ........................ 11 I. Архаическое литературное творчество в XI—XII вв. Семантика «Ïîâåñòè временных ëåò»............................................................... 15 1. Персонология «Ïîâåñòè временных ëåò» .............................................. 15 2. О типе литературного творчества создателей «Ïîâåñòè временных ëåò» ........................................................................ 41 Перечисление как литературное творчество (ïî памятникам XI — начала XII â.) .............................................................. 67 Изобразительность «Ñêàçàíèÿ о Борисе и Ãëåáå» .......................................... 83 1. Герменевтика писательского высказывания (ïî «Ñêàçàíèþ о Борисе и Ãëåáå») .......................................................... 83 2. Единицы изобразительности (ïî «Ñêàçàíèþ о Борисе и Ãëåáå») .......................................................... 95 3. Виды художественной образности в «Ñêàçàíèè о Борисе и Ãëåáå» .............................................................. 105 Облик читателя в книжных предисловиях XI—XII ââ.................................. 115 Об «архаизирующем» повествовании в «Ñëîâå о полку Èãîðåâå» ........................................................................... 128 Гипотеза о первоначальном виде «Ñëîâà о погибели Русской çåìëè» .............................................................. 142 II. Традиционное литературное творчество в XIII—XVII ââ. «Æèòèå Александра Íåâñêîãî» и летописание XII â..................................... 159 Повествовательная особенность «Õîæäåíèÿ» Стефана Новгородца ................................................................ 167 «Слово о погибели Русской земли» и «Задонщина», перенесенные во вторую половину XV â. ................................................... 170 Литературные черты древнерусских ïèñüìîâíèêîâ...................................... 178 1. Обзор русских письмовников XV—XVII ââ. ....................................... 178 2. О древнейшем русском письмовнике XV â. ......................................... 189 3. О письмовнике в «Âåëèêèõ минеях ÷åòüèõ» ....................................... 201 4. Об отрывках из неизвестных прозаических посланий в письмовниках ....................................................................................... 208 5. О литературном значении древнерусских письмовников ................... 212 Содержание
Стр.7
Содержание 7 О типе литературного творчества составителей «Псковской второй ëåòîïèñè» ...................................................................... 220 Пессимистическое умонастроение составителей «Хронографа 1512 ã.» ..................................................................................... 227 «Ñêàçàíèå о Мамаевом ïîáîèùå»: роль чувств ............................................ 235 «Подтвердительная» повествовательная манера «Степенной êíèãè» ....................................................................................... 242 «Слово о полку Игореве», «Задонщина» и поздняя книжность .................................................................................... 255 1. Отголоски «Слова о полку Игореве» в «Казанской èñòîðèè» .......................................................................... 255 2. «Слово о полку Игореве» и предисловие к «Õðîíîãðàôó» 1641 ã. .......................................................................... 265 3. «Çàäîíùèíà» в сборнике середины XVII â. ........................................ 270 Литературное значение старопечатных книг XVI—XVII ââ. ...................... 276 1. Предисловия Франциска Скорины к библейским книгам — литературный цикл ..................................... 276 2. Послесловие к первопечатному «Апостолу» Ивана Федорова 1564 ã. как литературный памятник ........................ 281 3. Скрытая полемичность старопечатных книжных послесловий XVI â. ............................................................... 297 4. Литературные особенности изданий «ÏðËëîãà» ................................ 315 «Казанская èñòîðèÿ»: двуликий автор ............................................................ 341 Литературные новации «Повести о прихожении Стефана Батория на град Ïñêîâ» ................................................................. 350 III. Новаторское литературное творчество в XVII — первой половине XVIII â. «Íîâàÿ ïîâåñòü» и новая манера ïîâåñòâîâàíèÿ............................................ 361 О демократических стихотворных посланиях в письмовниках .................. 370 Челобитные Аввакума и одна из неисследованных традиций деловой письменности .................................................................................. 374 Повествовательные новации и читательский мир в произведениях 1660-õ — 1670-õ годов .................................................... 388 1. Стремление к ясности изложения ........................................................ 388 2. Афористика Симеона Полоцкого ......................................................... 406 Новаторство ранней русской драматургии .................................................... 427 1. О понятности драматургической формы в XVII â. .............................. 427 2. Диалог «Øêîëüíîå благочиние» Прохора Коломнятина . .................. 433
Стр.8
8 Содержание 3.Мотив переменчивости жизни в драматургии первой половины XVIII â. ..................................................................... 437 4. Неконтактность литературных героев в конце 1720-õ — 1730-õ годах ............................................................. 449 Стилистические опыты молодого Ломоносова ............................................. 463 IV. Об исследователях и исследовании древнерусской литературы Труды Â. Í. Перетца по истории русского театра ........................................ 489 Близко ли äàëåêîå? (Î книге Â. Ô. Переверзева) .......................................... 500 Своеобразие источниковеда (Îá È. Ì. Кудрявцеве) .................................... 505 Древнерусская литература в «Литературных памятниках» ......................... 514 Зеркало таланта (Î книге Ä. Ñ. Ëèõà÷åâà) ..................................................... 522 Филологическая держава академика Дмитрия Сергеевича Лихачева ........ 527 Древнерусская литература глазами Риккардо Пиккио ................................. 534 Для кого ïèñàòü? (Ê 800-ëåòèþ «Ñëîâà о полку Èãîðåâå») ......................... 538 Текстолог и «ïåñòðîòà» XVII â. ...................................................................... 545 Принципы составления фундаментальной истории древнерусской литературы ........................................................................... 553 Что делает литературовед с древнерусским произведением ....................... 561 V. Фактографические приложения Приложения к разделу о письмовниках ......................................................... 569 Приложение 1. Тексты письмовников ...................................................... 571 Приложение 2. Археографический обзор и стеммы списков письмовников .......................................................... 640 Приложения к разделу о старопечатной литературе .................................... 669 Приложение 3. Новонайденный экземпляр печатного виленского «Àïîñòîëà» 1591 ã. ............................................................. 670 Приложение 4. Описание литературного состава русских старопечатных сборников XVII â. (подготовила À. Ã. Ìèðçîÿí) .... 676 Приложение к разделу о драматургии ............................................................ 713 Приложение 5. Неизвестная челобитная È.-Ã. Грегори ......................... 713 Список сокращений .......................................................................................... 715 Именной указатель (ñîñò. Å. Â. Çóåâñêàÿ) ..................................................... 717 Указатель произведений (ñîñò. Å. Â. Çóåâñêàÿ) ............................................. 730
Стр.9
9 К ЧИТАТЕЛЯМ В этой книге древнерусская литература изучается с той ее стороны, которая интересна для нас сейчас, а не в древности. Ведь для большинства древнерусских книжников литературное творчество вовсе не являлось главной целью. Однако обойтись без него и им было невозможно, собственно литературный феномен существовал всегда, выделять его — правомерно. Предлагаемая книга ставит новый вопрос о вековых типах литературного творчества, сложившихся в средневековой Руси и обильно представленных в памятниках. Категория «тип литературного творчества», пожалуй, самая синтетичная — она объединяет текстологию, идеологию, стилистику, поэтику, семантику и эстетику памятников: все данные можно сводить воедино. Но для этого их надо получить и оценить у представительной массы памятников, притом без грубой и прямолинейной модернизации, а подобная работа исключительно велика и прежде всего требует конкретики, изучения семантики повествовательных форм и средств в памятниках и ее объяснений особенностями повествовательной манеры и мироотношения писателей в возможно строгом соответствии материалу. Семантические исследования испытывают хроническую нехватку доказательств однозначных, прямых, полных — это основная трудность для наблюдений и истолкований, для верного применения научной терминологии. И все же в результате проделанного анализа складывается обобщенная картина; категорией «тип литературного творчества» древнерусская литература охватывается в самом крупном членении. Называю такие типы достаточно условно по их отношению к Новому времени: 1) архаическое литературное творчество, первоначальное на Руси и резко не похожее на наше; 2) традиционное литературное творчество, перерабатывавшее традиции и более сходное с нашим в повествовательной области; 3) новаторское литературное творчество, склонное к явственным новациям и предшествующее нашим устремлениям к художественности литературы. К истории типов древнерусского литературного творчества исследователи даже не подступались, тем более что хронологические границы между типами размыты, типы «заходят» в чужие пределы, а древнерусская литература гораздо более едина, вопреки накладываемым на нее разного рода периодизациям. Историю типов древнерусского литературного творчества сразу создать невозможно, и поэтому предлагаемая ныне книга содержит очерки, зачастую довольно боль
Стр.10
10 К читателям шие, пока лишь по предварительной классификации и истории типов древнерусского литературного творчества. Хотя очерки, включенные в состав книги, написаны в разное время, но теперь они, если необходимо, переработаны и вместе образуют принципиально новое связное целое; внутри каждой части книги публикуемые работы расположены по источниковедческому принципу, более приемлемому для нынешнего этапа изучения проблемы; по ходу рассмотрения источников делаются и теоретические выводы, тоже пока предварительные. Получившаяся книга является естественным продолжением предыдущей моей большой книги — «О художественности древнерусской литературы» (Ì.: «ßçûêè русской êóëüòóðû», 1998) — и придерживается принятых в ней правил издания. Обе книги представляют собой двухтомник избранных работ по эстетической истории древнерусской литературы, полностью различаются составом, но взаимодополняют друг друга в пределах этой более широкой, если не сказать широчайшей, темы. Однако эстетическая история древнерусской литературы, помогающая более глубокому познанию общих культурных процессов и более тонкому пониманию нами литературных памятников, несмотря на огромный вклад ученых в их осмысление, от Ф. И. Буслаева до Д. С. Лихачева, все же находится в подготовительном состоянии, что побуждает продолжать исследования в этой области и при этом думать о научной методике, исходных категориях, совершенствовании доказательной базы и, значит, об опыте научных предшественников, которым и посвящена одна из частей данной книги. Вся же книга посвящается памяти крупнейшего филолога конца XX в. — Дмитрия Сергеевича Лихачева, — которого я считаю своим Учителем в науке. Его художественно-научная интуиция была просто захватывающей. Он произвел на меня самое сильное впечатление на всю жизнь. Благодарю тех, кто читал мою книгу в рукописи и сделал очень полезные замечания — Â. Ï. Гребенюка, Â. Ì. Гуминского, À. Á. Êóäåëèíà, Â. Ì. Кириллина, О. В. Гладкову, М. Ю. Люстрова, а также приношу особую благодарность Á. Í. Òàðàñîâó, Â. È. Ôåäîðîâó, Ë. À. Софроновой и Ò. Â. Ìàðåëëî. Но вынужден закончить свое вступительное слово чистосердечным признанием: нынешняя жизнь заставляет осознать, что время романтических надежд на гуманитарную науку осталось позади; поэтому чем нужны будут в современном обществе такие книги, как эта, — не угадать; хотя так утешительна мысль о том, что в новых условиях не исчезнет потребность в эстетических впечатлениях от искусства и от литературы и, значит, в продолжении и обновлении форм и методов их изучения. Июль 2001 ã.
Стр.11