Древнерусская певческая культура и старообрядчество
Глава 1. <...> Оригинальная, богатая песен$
ная культура восточных славян оказывала постоянное воздействие на светскую народ$
ную и церковную музыку последующих времен, на профессиональное творчество рус$
ских композиторов. <...> Музыкальная культура Киевской Руси
25
ние под руководством «старейшего», по словам Феодосия, должно напоминать пение
ангелов — «ангелогласное» пение. <...> В память о Борисе и
Глебе были написаны первые русские музыкальные произведения — кондак, стихиры,
канон, сохранившиеся в рукописях от XII в., литературные произведения — житие,
летописная повесть, создавались церкви и иконы. <...> Каждое поколение вносило нечто свое, новое; в древнерусских рукописях отрази$
лись путь развития русского профессионального певческого искусства и вся история
русской средневековой музыки, ее распевов, нотаций, творчество средневековых ком$
позиторов$распевщиков. <...> Древнерусская музыкальная культура
28
рия имеет веские основания, так как русская письменная традиция началась с визан$
тийских контактов, из Византии были заимствованы и переведены певческие книги,
усвоены все три вида нотаций для книг разного назначения: экфонетическая — для
чтения священных текстов нараспев, кондакарная и знаменная, которыми были ноти$
рованы ранние русские певческие рукописи. <...> Простейшие формы древнерусского пения возникают в Киевской Руси в процессе
адаптации византийских певческих норм, они преимущественно речитативны, в их ос$
нове лежат декламационные интонации распевного чтения. <...> Импровизированные напевы былин свободны, длина музыкальной строки в них
зависит от длины строфы текста. <...> Древнерусская музыкальная культура
32
Распевное чтение
В основе древнерусского церковно$певческого искусства лежит распевно произне$
сенное слово 19. <...> Распевное чтение священных текстов занимает особое место в церков$
ной службе как жанр, находящийся на грани декламации и пения. <...>
Музыкальная_культура_Древней_Руси_.pdf
Т. Ф. ВЛАДЫШЕВСКАЯ
Татьяна Феодосиевна Владышевская —
доктор искусствоведения, профессор МГУ
им. М. В. Ломоносова, окончила Московскую
консерваторию и аспирантуру по кафедре
Истории русской музыки (1973).
В 1970-е годы собрала ценный
фонограммоархив народных
песен и древнерусских церковных
песнопений в исполнении
старообрядцев разных мест,
позволивший реконструировать древние корни
церковного пения, на этой базе ею была написана
диссертация «Ранние формы древнерусского
певческого искусства» (1976). Т. Ф. Владышевская
опубликовала сто двадцать работ в области
истории и теории русской музыки, музыкальной
медиевистики, палеографии, фольклористики и
кампанологии. Много лет преподавала в Московской
консерватории, заведовала Отделом древнерусской
музыки Музея им. Андрея Рублева, принимала
участие в организации Кафедры древнерусской
певческой культуры МГУКИ. В настоящее время
работает в МГУ на факультете искусств.
Дрвнй Руси
узыкальная
культура
Стр.1
© Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.2
ББК 85.318
В 57
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ)
проект № 04-04-16071
В 57
Владышевская Т. Ф.
Музыкальная культура Древней Руси. — М.: Знак, 2006. — 472 с.
(Вклейка после с. 224.)
ISBN 5-9551-0115-2
Музыкальная культура Древней Руси — одна из ярких, но мало изученных
страниц отечественной музыкальной культуры. Древняя Русь обладала «своим
голосом», ее музыкальный мир был наполнен звуками народных инструментов
и песен, церковных песнопений, звоном колоколов. Свидетельством высокой
развитости музыкальной культуры Древней Руси является множество певческих
рукописей, которые хранятся в наших архивах. В них содержится множество
песнопений, разных распевов, которые записаны знаменной, кондакарной,
демественной, путевой и др. нотациями, многие из них не расшифрованы. Сохранившиеся
колокольни являются свидетельством большой любви на Руси к
колоколам и звонам. Несмотря на значительное влияние Византии, особенно в
эпоху Киевской Руси, и явные заимствования, на Руси сформировался свой
особый тип музыкального интонирования, который и доныне отчасти сохранился
в песнопениях старообрядцев. Значение музыкальной культуры Древней
Руси в полной мере еще не оценено. Русские старинные песни, напевы, песнопения
и звоны оказались основой, под воздействием которой развивалась музыкальная
культура России нового времени.
ББК 85.318
В оформлении переплета использован л. 92 об. «Типографского устава
с кондакарем» (XI—XII в.) и фрагмент иконы «Покров Богоматери» (XV—XVI в.)
ISBN 5-9551-0115-2
© Т. Ф. Владышевская, 2006
© Знак, 2006 ооооооооооооо
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. Древнерусская музыкальная культура
Глава 1. Музыкальная культура восточных славян.................................................................. 9
Исторические свидетельства ........................................................................................... 9
Мифология и обрядность................................................................................................ 11
Семейнобытовые песни.................................................................................................18
Глава 2. Музыкальная культура Киевской Руси ....................................................................21
Начало русского просвещения........................................................................................23
Народное и церковное искусство Древней Руси ............................................................ 26
Двойственный характер музыкальной культуры Средневековья............................... 26
Генезис русской профессиональной музыки ..............................................................27
Былины................................................................................................................... 29
Распевное чтение......................................................................................................32
Княжеская культура. Скоморошество ............................................................................33
Инструментальная музыка .............................................................................................35
Глава 3. Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности .....................................39
Новгородская музыкальная культура .............................................................................41
Глава 4. Стилевые особенности знаменного пения..................................................................47
Основы канона древнерусского певческого искусства .....................................................47
Осмогласие.............................................................................................................. 48
Знаменный распев....................................................................................................50
Музыкальная поэтика и гимнография .......................................................................54
Жанровое своеобразие..............................................................................................55
Музыкальная письменность Древней Руси.................................................................... 64
Особенности текстов в древнерусских песнопениях ........................................................71
Глава 5. Музыкальная культура в период образования
русского централизованного государства ........................................................................73
Глава 6. Отражение русской истории
в творчестве древнерусских распевщиков....................................................................... 82
Песенный фольклор позднего Средневековья................................................................ 88
Стр.4
4
Содержание
Глава 7. Русская музыкальная культура XVII века .............................................................. 94
Особенности исторического развития ............................................................................ 94
Музыкальная жизнь в XVII веке...................................................................................95
Югозападное влияние в Московской Руси................................................................... 98
Ранние формы русского многоголосия ..........................................................................102
Строчное и демественное многоголосие...................................................................102
Партесные гармонизации........................................................................................ 105
Канты и псальмы....................................................................................................107
Музыка для театра XVII века......................................................................................109
Теория музыки в XVII веке ......................................................................................... 110
Часть II. Синтез церковных искусств в Древней Руси
Глава 1. Музыка в синтезе древнерусских искусств ..............................................................121
Художественный канон певческого искусства...............................................................126
Истоки русской церковной музыки................................................................................131
Распевы и нотации .......................................................................................................136
Символика знаков ........................................................................................................ 139
Круг песнопений. Циклизм .......................................................................................... 141
Глава 2. Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси....................... 152
Глава 3. Изображение певцов и песнопений в древнерусском искусстве............................... 159
Изображение песнопений на иконах ............................................................................. 161
Глава 4. Богодухновенное, ангелогласное пение в системе средневековой
музыкальной культуры (эволюция идеи) ......................................................................169
Глава 5. Стиль барокко в русском искусстве, архитектуре,
литературе и музыке.....................................................................................................184
Партесные концерты в эпоху барокко.....................................................................187
Часть III. Древнерусские колокола и звоны
Очепные колокола на Руси...........................................................................................210
Иностранцы о колокольном звоне в Москве..................................................................211
Благословение колокола ...............................................................................................214
Била............................................................................................................................. 215
Колокола и звоны...................................................................................................218
Древнерусская литература о колоколах.........................................................................223
Колокола как памятники и помя
´нники ..........................................................................225
Легенды о колоколах................................................................................................... 226
Колокол как музыкальный инструмент.........................................................................227
О колокололитейном искусстве ................................................................................... 229
Колокольни, звонницы, церкви «под колоколы»...........................................................230
Ростовские колокола и звоны....................................................................................... 231
Стр.5
Содержание
Часть IV. Древнерусская певческая культура и старообрядчество
Глава 1. К вопросу об изучении традиций древнерусского
певческого искусства у старообрядцев ..........................................................................239
Глава 2. Об экспедициях к старообрядцам...........................................................................258
Виды псалмодического пения ...................................................................................... 267
Песнопения знаменного распева ...................................................................................274
Глава 3. К вопросу о связи народного и профессиональноцерковного
древнерусского певческого искусства........................................................................... 284
Часть V. Ранние формы древнерусского певческого искусства
Глава 1. Чтение нараспев священных текстов....................................................................... 301
Погласицы .............................................................................................................308
Литургический речитатив .......................................................................................309
Виды распевного чтения ..........................................................................................311
Интонационные особенности чтения Евангелия ...................................................... 312
Пасхальное чтение в Остромировом евангелии ....................................................... 314
Распевное чтение псалмов....................................................................................... 315
Рассказные погласицы............................................................................................ 317
Чтение Учительного Евангелия и Апостола ............................................................320
Глава 2. Самогласны малого знаменного распева .................................................................323
Пение на погласицу, гласовое пение .............................................................................326
Напевка в самогласнах малого знаменного распева .......................................................328
Знак речитации стопица и его значение в знаменном распеве ......................................329
Трехстрочные самогласны............................................................................................ 331
Двухстрочные самогласны............................................................................................335
Глава 3. Подобны................................................................................................................338
Классификация самоподобнов (на материале старообрядческих традиций) ................... 341
Часть VI.
Кондакарь Типографского устава
и музыкальная культура Древней Руси XI—XII веков
Кондак.........................................................................................................................353
Древнерусские кондакари.............................................................................................356
Самогласны — распетые кондаки ТУ ..........................................................................359
Кондакарные подобны .................................................................................................361
Традиция пения кондаков.............................................................................................362
Изображение кондакарного пения на иконе «Покров Богоматери»...............................363
Кондакарная нотация ...................................................................................................365
5
Стр.6
6
Содержание
Малые и большие кондакарные знаки ТУ................................................................... 368
Кондакарные формулы.................................................................................................373
Мартирии в древнерусских кондакарях ........................................................................374
Византийские и кондакарные мартирии ........................................................................378
Техника распева кондаков. Строки и попевки. Подобен в подобне ...............................380
Музыкальное соотношение самогласна и подобна на примере кондака 8го гласа .........381
Строки и попевки кондака святому Симеону «Вышьних ища»..................................... 386
Кондак и икос Симеону в византийской традиции ........................................................390
Икосы..........................................................................................................................390
Икос Борису и Глебу ...................................................................................................393
Припевы икосов.......................................................................................................... 394
Распевы и самогласны икосов. Подобны воскресных кондаков и икосов...................... 394
Не родной лист в ТУ................................................................................................... 396
Кондакарный распев икоса, или ошибка писца?............................................................397
Акафист в ТУ..............................................................................................................401
Прокимен «Всякое дыхание» на 8 кондакарных гласов ................................................402
Знаменные песнопения ТУ...........................................................................................405
Ранняя знаменная нотация в ТУ.................................................................................. 406
Алфавит знаков раннезнаменной нотации.................................................................... 406
Октоих ТУ................................................................................................................... 413
Пение аллилуия в Октоихе...........................................................................................414
Кафизмы......................................................................................................................414
Степенные антифоны ...................................................................................................418
«Подобьници» .............................................................................................................423
Автомелон «Преподобьне отьче, Богоносьче Феодосие»
в греческой и славянской рукописях ........................................................................ 429
Текстология самоподобна «Доме Ефрафов».................................................................431
О писце и заказчике «Михалъ псалъ Микуле».............................................................434
«Микулины книгы»..................................................................................................... 436
О пении похрьстьном ...................................................................................................437
О панихиде ..................................................................................................................437
Службы на разные случаи в ТУ ...................................................................................438
Евангельские чтения: «Ищи в велицем евангелии» ...................................................... 440
Рисунки в ТУ в связи со службами ..............................................................................441
ТУ о клепании и билах .................................................................................................445
Феодосий Печерский о церковном пении .................................................................... 448
Хронологическая таблица..................................................................................................... 451
Литература ..........................................................................................................................461
Стр.7