Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

О формах фантастического у Гоголя

0   0
Первый авторАнненский Иннокентий Федорович
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID1750
Кому рекомендованоКритика
Анненский, И.Ф. О формах фантастического у Гоголя : Очерк / И.Ф. Анненский .— : [Б.и.], 1890 .— 7 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/1750 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» . <...>
О_формах_фантастического_у_Гоголя.pdf
Иннокентий Анненский. О формах фантастического у Гоголя -----------------------------------------------------------------------------Серия "Литературные памятники" Иннокентий Ф.Анненский, М., "Наука", 1979 OCR Бычков М.Н. -----------------------------------------------------------------------------(Речь, читанная на годичном акте гимназии Гуревича {1} 15-го сентября 1890 г.) Я буду иметь честь говорить присутствующим о формах и как Гоголя. Гоголь - реалист и сам по себе надо глава пояснить. Цель моей целой школы речи по шедших непосредственно по его стопам: Достоевского, Писемского, Островского. Покажется поэтому несколько странным, почему я говорю о Гоголе как фантастического. Это фантастического у реалистов, творце преимуществу теоретическая, а Гоголь дает только примеры, важные для меня, потому что они всем известны, - это во-первых. Фантазия отличается страшной силой, а потому примеры ярки, - это во-вторых. Наконец, трудно найти в русской литературе более тесное сплетение реальным, чем у Гоголя, а это - то именно меня в данном случае и интересует. Термины "фантастическое" и "реальное" равно применяются Гоголя весьма разнообразна и фантастического с к жизни и к творчеству. Что такое фантастическое? Вымышленное, чего не бывает и не может быть. Богатырь, выпивающий за единый дух чару зелена вина в полтора ведра. Тень Банко, кивающая окровавленной головой {2}. Собака, пишущая письмо подруге {3}. Что такое реальное? В жизни то, что может быть, в того, типическое. Мужики философствуют перед бричкой искусстве, потому что губернаторской дочки. Фантастическое и реальное часто заходят это (причем вы не оно не просто изображает Чичикова, налетевшей одно в заставите читателя творчестве, кроме на тарантас другое, особенно в жизнь, а раскрывает, объективируя то, что совершается в душе человека. Человек, подло убив друга, чувствует живые угрызения совести, и угрызения доводят его до галлюцинаций; представьте почувствовать смысл галлюцинации для нравственного мира человека, если не изобразите ее как действительность) и вы дадите страшно наоборот, что случай действительный совершенно психологическую или вообще реальную почву, выйдет нравоучительная сказка. Бывает, реальную вещь: оставьте на минуту имеет фантастический характер. В Чикаго как-то недавно несколько человек производили опыт: медиума с завязанными глазами пустили на улицу, задумав, чтобы он нашел в гостинице такую-то фамилию в книге. Медиум исполняет задачу и Это случай протокольный, а опишите его в романе лет 20 тому назад, и кто историю, несколько сохранившую много и индейского Дамаянти. Злой бог Кали из зависти внушает наконец заставляет сделать и прекрасного. Я разумею Налю массу беззащитную {4}. Изображение душевного состояния его, когда вооружившись совестью, борется с низость, бросить Дамаянти адским голосом Жуковским, но скверных все не сказал, что он из области фантастической. Вспомним еще один пример в этом роде. Вы, конечно, помните трогательную переиначенную Рюккертом историю Наля и вещей и в лесу, голую и остаток воли, в сердце, проведено художественно. В общем вся картина, конечно, фантастическая. Но подставьте вместо Кали какого-нибудь Caseneuve'a {5} или Шарко {6} (а в древней Индии хотя Шарко и не было, но Казневы, наверное, были), и разве состояние человека в подвергшегося внушению, не окажется переданным не только типично. Таким образом, правда, состоящая здесь в художественном раскрытии жизни, остается в своей силе, несмотря на фантастический придаток в гипнозе, правдиво, но и виде адского бога Кали. Бывают параллельные факты реальные и фантастические. Возьмем таких два факта. Про князя Всеслава Полоцкого предание говорило и песни пели, что он был оборотень и превращался в волка. Одна больная у Шарко воображает себя кошкой и передает движения, ужимки кошки с фотографической точностью. Теперь представьте себе эту пару фактов в литературном сблизятся ли они и не явятся ли то фантастическими, то реальными, смотря и реальное не стоят на гранях мира, а часто близки друг к другу. Сближенность фантастического и реального в творчестве основывается том, что творчество раскрывает вам по преимуществу душевный мир, а в выражении: не по тому, как описаны. Какие же выводы для себя мы сделаем из всего сказанного? Фантастическое на этом мире фантастического, сверхъестественного в настоящем смысле слова - нет. Войдите в больницу к душевнобольным, прислушайтесь к горячечному бреду, послушайте алкоголиков, морфинистов, любителей гашиша. В душевной жизни этих людей реальным фактом может оказаться все, что человеческая фантазия в силах создать самого дикого, чудовищного, несообразного. Дайте это чудовищное и нелепое художнику вроде Эдгара По {7} или такой-то без обмана. бы же
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ