Иннокентий Анненский. О формах фантастического у Гоголя
-----------------------------------------------------------------------------Серия
"Литературные памятники" Иннокентий Ф.Анненский, М., "Наука", 1979
OCR Бычков М.Н.
-----------------------------------------------------------------------------(Речь,
читанная на годичном акте гимназии Гуревича {1} 15-го сентября 1890 г.)
Я буду иметь честь говорить присутствующим о формах
и как
Гоголя.
Гоголь - реалист и сам по себе
надо
глава
пояснить. Цель моей
целой школы
речи по
шедших непосредственно по его стопам: Достоевского, Писемского, Островского.
Покажется поэтому несколько странным, почему я говорю о Гоголе как
фантастического. Это
фантастического у
реалистов,
творце
преимуществу
теоретическая, а Гоголь дает только примеры, важные для меня, потому что они
всем известны, - это
во-первых. Фантазия
отличается страшной силой, а потому примеры ярки, - это во-вторых. Наконец,
трудно найти в русской литературе более тесное сплетение
реальным, чем у Гоголя, а это - то именно меня в данном случае и интересует.
Термины "фантастическое" и "реальное" равно применяются
Гоголя весьма разнообразна и
фантастического с
к жизни
и к
творчеству.
Что такое фантастическое? Вымышленное, чего не бывает и не может быть.
Богатырь, выпивающий за единый дух чару зелена вина в полтора
ведра. Тень
Банко, кивающая окровавленной головой {2}. Собака, пишущая письмо подруге
{3}.
Что такое реальное? В жизни то, что может быть, в
того, типическое.
Мужики философствуют перед бричкой
искусстве, потому что
губернаторской дочки.
Фантастическое и реальное часто заходят
это (причем
вы
не
оно не просто изображает
Чичикова, налетевшей
одно в
заставите читателя
творчестве, кроме
на
тарантас
другое, особенно в
жизнь, а раскрывает,
объективируя то, что совершается в душе человека. Человек, подло убив друга,
чувствует живые угрызения совести, и угрызения доводят его до галлюцинаций;
представьте
почувствовать смысл
галлюцинации для нравственного мира человека, если не изобразите ее как
действительность) и вы дадите страшно
наоборот, что случай действительный
совершенно
психологическую или вообще реальную почву, выйдет нравоучительная сказка.
Бывает,
реальную вещь: оставьте на минуту
имеет
фантастический характер.
В Чикаго как-то недавно несколько человек производили опыт: медиума с
завязанными глазами пустили на улицу, задумав, чтобы
он
нашел в
гостинице такую-то фамилию в книге. Медиум исполняет задачу и
Это случай протокольный, а опишите его в романе лет 20 тому назад, и кто
историю, несколько
сохранившую много
и
индейского
Дамаянти. Злой бог Кали из зависти внушает
наконец заставляет сделать
и прекрасного. Я разумею
Налю массу
беззащитную {4}. Изображение душевного состояния его, когда
вооружившись совестью, борется с
низость, бросить Дамаянти
адским
голосом
Жуковским, но
скверных
все
не сказал, что он из области фантастической.
Вспомним еще один пример в этом роде. Вы, конечно, помните трогательную
переиначенную Рюккертом
историю Наля и
вещей и
в лесу, голую и
остаток воли,
в сердце, проведено
художественно.
В общем вся картина, конечно, фантастическая. Но подставьте вместо Кали
какого-нибудь Caseneuve'a {5} или Шарко {6} (а в древней Индии хотя Шарко и
не было, но Казневы, наверное, были), и разве состояние человека в
подвергшегося внушению, не окажется переданным не
только
типично. Таким образом, правда, состоящая здесь в художественном раскрытии
жизни, остается в своей силе, несмотря на
фантастический придаток в
гипнозе,
правдиво, но и
виде
адского бога Кали.
Бывают параллельные факты реальные и фантастические. Возьмем таких два
факта.
Про князя Всеслава Полоцкого предание говорило и песни пели, что он был
оборотень и превращался в волка.
Одна больная у Шарко воображает себя кошкой и передает движения, ужимки
кошки с фотографической точностью.
Теперь представьте себе эту пару фактов в литературном
сблизятся ли они и не явятся ли то фантастическими, то реальными, смотря
и реальное не стоят на гранях мира, а часто близки друг к другу.
Сближенность фантастического и реального в творчестве
основывается
том, что творчество раскрывает вам по преимуществу душевный мир, а в
выражении: не
по
тому, как описаны.
Какие же выводы для себя мы сделаем из всего сказанного? Фантастическое
на
этом
мире фантастического, сверхъестественного в настоящем смысле слова - нет.
Войдите в больницу к душевнобольным, прислушайтесь к горячечному бреду,
послушайте алкоголиков, морфинистов, любителей гашиша. В душевной жизни этих
людей реальным фактом может оказаться все, что человеческая фантазия в силах
создать самого дикого, чудовищного, несообразного.
Дайте это
чудовищное
и нелепое
художнику
вроде Эдгара
По {7} или
такой-то
без обмана.
бы
же
Стр.1