Иннокентий Анненский. Книга отражений
---------------------------------------------------------------------------Серия
"Литературные памятники" Иннокентий Ф.Анненский, М., "Наука", 1979
OCR Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта
том,
что мной
в
его, но
свестись
механически
проделать
ожидать
стало
уже
пассивным и безразличным? Самое чтение поэта есть
творчество. Поэты
от
фиксирование наших впечатлений.
Выбор
стоячих вод.
Тем
более
сложным
был
и
еще
субъективно-характерные. Меня
объекты
и
не
аналитическим
"Трех
дело.
самые
поэтического
пишут
для
и
активным
отражениями. И вот почему. Критик стоит обыкновенно вне
произведения: он его разбирает и оценивает. Он не только
вне
книга
состоит
из десяти очерков. Я назвал их
где-то над ним. Я же писал здесь только о
владело, за
чем
каком
смысле
мои
вовсе не метафора.
Но, разумеется, поэтическое
на
повторяя
целый
геометрический
ряд
слово, мы
сложных
я следовал, чему я
отдавался, что я хотел сберечь в себе, сделав собою.
Вот
очерки - отражения,
отражение
не
это
может
создания, чтобы его отражение
не
ли
произведений обусловлен был, конечно, прежде
всего самым свойством моей работы. Я брал только то, что
чувствовал выше себя, и в то же время созвучное.
Но
критерий. Я
брал
интересовали
сделано
произведения
не столько
фантоши, сколько творцы и хозяева
этих фантошей.
Только не всегда приходилось мне решать свою задачу
путем, как
это, например. в
"Портрете" и при разборе "Клары Милич". Иногда я выбирал
путь
синтетический, например, для "Носа", "Двойника" и
сестер". Самые очерки покажут читателю, в чем тут
И. А.
Царское Село
Сентябрь, 1905 г.
ПРОБЛЕМА ГОГОЛЕВСКОГО ЮМОРА
НОС
Эти господа обыкновенно
(К ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ)
претендуют
на
выдающуюся
каждый в своей сфере. Они не прочь даже иногда заскочить вперед, что-нибудь
да разведывая и вынюхивая. А так как умственный ценз их
при
природою
ряда оригинальных приключений, этого мы, к сожалению, вовсе
кажется, что это был Нос довольно белый, умеренной величины
по
его
брульонам {2}, колебался
скромного героя своей повести и кончил тем, что
относительно
оставил
или
майор
роль, разумеется,
этом
место
не
и
для
скромен, то они весьма легко впадают в подозрительность и обидчивость.
Каков был, в частности, тот из этих господ, который в ночь на 25 марта
1832 г. {1} загадочно покинул определенное ему
не
приятности.
Накануне исчезновения на него сел небольшой прыщик - вот и все, что
знаем о носе майора Ковалева, в частности. Да и сам Гоголь, насколько
судить
частных
его
несколько романтической туманности. Нос был чистый, но вот и все.
Кажется, Гоголь не решил окончательно и другого
герое происшествия: был ли то Нос без майора
Носа? В
довольно
целого
знаем. Но,
лишенный
мы
можно
рисоваться
вопроса - вопроса
без
свойств
в
о
его
превосходном повествовании оказалось как бы два героя. Положим, читатель, по
чертеж. Если, даже
должны самостоятельно
артикуляций, можно
зеркал и не для
оказывается
Стр.1