Свобода от втянутости
дает особые впечатления, иногда
пронзительные. <...> Новости главных каналов начинаются с видов на управление страной. <...> Ловля рыбы, катание с гор и виртуозное управление стоящими на
земле истребителями пока отложены. <...> В
текучке сюжетов проступают сверхзадача и смыслы. <...> Надсалатное восприятие этих сюжетов будит добрые чувства. <...> Но по жизни получается, что
Руководитель до этого не знал, что
динамика наметилась, а меры приняты. <...> В испуганном взгляде докладчика опытный и
проницательный
государственный
деятель видит то, о чем умалчивают
цифры. <...> ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
Узнав, что динамика наметилась,
а меры приняты, Руководитель все
это в целом одобряет, делая отдельные замечания, несущественные, но грозные. <...> Далее Руководитель указывает, как
именно следует выполнить указания
(взять на контроль, дать поручения,
сконцентрировать ресурсы, построить межведомственную комиссию и
паровоз пятого поколения, изобрести нановелосипед и много инноваций). <...> Но получается, что либо
он не уверен в умственных способностях Министра, либо тот и в самом деле не знает азов управления
и профессии. <...> Поскольку эти указания должны
быть понятны домохозяйкам, а спичрайтеры тонкостями всех профессий
пока не овладели, на фоне таких поучений выходит, что Министр лишен
здравого смысла, а Руководитель
вынужден (или имеет нездоровую
склонность) умно и строго изрекать
банальности, примитивные до неловкости. <...> Иногда начальство так щеголяет в эфире фактами и цифрами,
что создается впечатление, будто
это оно докладывает. <...> Не менее важный для публичной
политики сюжет – выделение ресурсов и одаривание подарками. <...> Делается это
именно в режиме ручного управления, перед объективами бетакамов,
в гриме и свете. <...> Восприятие таких
сюжетов делит аудиторию на три
группы:
– эксперты, игнорирующие образ
и судящие о реальности по другим
источникам;
– аналитики, пытающиеся по
кадрам распределения средств понять, кто наверху главный;
– идиоты <...>
Политический_театр_в_России.pdf
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
В РОССИИ
А. Рубцов1
Часть первая: 1
Фабула2
Театрализация политики – игра
увлекательная, но опасная. В
истории режимов она проходит в
два круга: сначала фарс, потом
трагедия. Это нужно, чтобы человечество
отвыкало веселиться
перед рискованным будущим.
В поисках жанра
Телевизор я не смотрю – я в него
заглядываю. Свобода от втянутости
дает особые впечатления, иногда
пронзительные.
Новости главных каналов начинаются
с видов на управление страной.
В кадре – рабочая информация о
деятельности высших лиц государства.
Ловля рыбы, катание с гор и виртуозное
управление стоящими на
земле истребителями пока отложены.
Говорящих голов две. Вертикаль
только реагирует. Это называется
действующие лица и исполнители.
Принцип равного доступа к СМИ соблюдается
в тандеме почти хронометрически
(диспропорции появились
и стоят отдельного анализа). В
текучке сюжетов проступают сверхзадача
и смыслы. Вот они: «Всё под
контролем!», «Руководство дееспособно
и решительно!», «Лидеры мобильны
и вездесущи!», «Вертикаль
трепещет!», «Забота о благе народа
и страны – круглосуточно!». Любимый
город и дальше может спать
спокойно (то есть не просыпаться).
Нарастающие угрозы и вечные пробуксовки,
воровство и бардак, аварии
и катастрофы не снижают образы
лидеров, а лишь оттеняют их красивую
злость и хроническую готовность
жестко разобраться.
Надсалатное восприятие этих сюжетов
будит добрые чувства. Власть
нагнетает иллюзию тефлона, народ
1 Александр Рубцов, руководитель
Центра исследований идеологических
процессов Института философии РАН.
2
gazeta.ru/data/2010/049/10.html
2
ГУ ¹6’10
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
12.05.2010 – http://www.novayaне
чувствует себя брошенным и
осиротелым. Руководство повышает
самооценку, созерцая свое приятное
отражение в зеркале ТВ, население
млеет от свалившейся на него заботы.
У этой конфигурации один недостаток:
ее нельзя анализировать.
Точнее, можно, но лучше не надо.
Рассмотрим это на примере принятия
Судьбоносного Решения и реагирования
на Чрезвычайную Ситуацию.
«Вечерние
новости». Министр является
к Руководителю. По субординации
беседу должен начать главный.
Он и говорит: «Господин Министр!
Как у нас обстоят дела с …?»
В телекартинке – нормально. Но не в
логике делового общения. Получается,
Министр не в курсе, зачем его
вызвали, и без этого вопроса мог бы
начать доклад вовсе не на тему.
Но коль скоро вопрос, слава богу,
задан, Министр сообщает: «Наметилась
положительная динамика, и нам
пришлось срочно принять необходимые
меры». Для телесюжета и это
хорошо. Но по жизни получается, что
Руководитель до этого не знал, что
динамика наметилась, а меры приняты.
Оказывается, он не читает email,
файлы, бумаги. Главный канал
получения столь важной, но элементарной
информации (например, об
инфляции или темпах за квартал) –
устное, обязательно личное общение,
причем не с референтами, а
именно с руководителями министерств
и ведомств.
Тогда понятно, откуда в Москве
пробки. И ради чего. Не веря помощникам
и документам, руководство
предпочитает получать информацию
прямо от вторых лиц, через
стол, «глаза в глаза». В испуганном
взгляде докладчика опытный и
проницательный государственный
деятель видит то, о чем умалчивают
цифры. Но тогда эти глаза надо показывать
всей стране, крупным планом.
Мы тоже хотим, мы тоже проницательные!
Стр.1