административный ресурс (в
большинстве случаев по причине
отсутствия квалифицированных
кадров) наделил полным
правом решать вопросы
территориального развития.
Для решения территориальных
проблем нужно, вопервых,
задать вектор инвестиционного
развития территории;
во-вторых, градостроительная
документация должна
определить территориальные
границы и нормативные экономические
пределы этого
развития на основе оценки
критериев выхода из кризиса,
постепенной
стабилизации
экономики, вложения бюджетных
средств в инженерную и
транспортную инфраструктуру,
а также в развитие социально
значимых объектов.
Пространственная организация
урбанизированных
территорий
Архитектурное пространство
территории – это организованная
планировочная структура,
возникшая в результате
взаимовлияния трёх составляющих:
исторически сложившегося
освоения территории,
её современных транспортных
планировочных осей и маршрутов
ежедневных и периодических
миграций проживающего
на ней населения, а
также статичных полюсов её
роста. (Под полюсами роста
понимаются
экономически
привлекательные и социально
значимые территории крупных
населённых пунктов и административных
центров муниципальных
образований.)
Архитектурное пространство
городского и сельского поселения
– это система расселения
территории, пространственная
организация урбанизированных
территорий, связанных
коммуникационными коридорами
и экологическим
каркасом в единую многофункциональную
сеть, по которой,
как по кровеносной системе,
движутся социальнобиологические
потоки. Если
этот организм целостен и работает
без сбоев, то создаётся
пространственная среда комфортной
жизнедеятельности
человека в рассеянном по территории
относительно урбанизированном
пространстве. Отличие
сельских поселений от
62
ГУ ¹4’10
Градостроительная документация
(генеральные планы, правила землепользования
и застройки) традиционно
рассматривается как инструмент
ведения градостроительной политики.
Градостроительный кодекс
РФ от 29 декабря 2004 г. в качестве
основных принципов законодательства
о градостроительной деятельности
содержит положения о необходимости
обеспечения устойчивого развития
территорий, учета интересов
граждан, соблюдения их прав на благоприятную
окружающую среду, здоровье,
социальное обеспечение и
т. д. В связи с чем представляется
важным ответить на два вопроса: 12
– каким образом градостроительная
политика взаимосвязана с социально-экономической
политикой при
управлении территорией;
– какие нормы градостроительного
зонирования оказывают наибольшее
влияние на результаты социально-экономической
политики.
Конкурентоспособность
городов
В существующих экономических
условиях решения администраций
российских городов и муниципалитетов
в отношении градостроительной
политики способны оказать значительное
влияние на их существование
в будущем, негативно или позитивно
сказываясь на таких показателях,
как: валовый региональный (местный)
продукт, бюджетная обеспеточнике
публикации (Управление развитием
1
Полное наименование статьи в истерритории,
¹3-2009
–
http://www.gisa.ru/57061.html):
Градостроительное
зонирование как правовая
основа управления городом. Доходы
бюджета, конкурентоспособность городов
и их привлекательность для жителей
– результат градостроительного зонирования.
2
А.
К. Щукин (НИИП Градостроительства,
Санкт-Петербург).
ченность, численность и структура
населения, уровень преступности,
продолжительность жизни и др. Поэтому
вполне логично желание оценить
влияние градостроительных решений
на конкурентоспособность городов.
В
ближайшие десятилетия основные
вызовы социально-экономического
характера для российских городов
связаны, в первую очередь, с глобализацией
экономических процессов,
в том числе с перераспределением
человеческих ресурсов и значимых
объектов экономики в пределах территории
Российской Федерации.
Впервые в истории нашей страны
в отсутствие плановой экономики и
при известной децентрализации
управления территорией (в частности,
градостроительного планирования)
предстоит провести реконструкцию
пространственного размещения
производительных сил. Процесс, отдаленно
напоминающий происходившее
в 1880–1890-е годы в связи
со строительством сети магистральных
железных дорог и развитием тяжелой
промышленности, будет сопровождаться
значительным сокращением
производства на традиционных
градообразующих предприятиях,
что обусловит ряд социальноэкономических
эффектов, в том числе
снижение бюджетной обеспеченности
муниципальных образований и
рост безработицы.
Текущая социально-экономическая
и градостроительная ситуация во
многом определяется внешними факторами,
такими как глобализация и
связанное с ней динамичное изменение
спроса на продукцию различного
назначения, производимую в городах.
Как следствие, происходит изменение
структуры занятости, причем
наблюдается возрастание роли
человеческого потенциала, способного
следовать за потребностями рынка
и максимизировать добавленную
стоимость с наименьшими затратами
ГРАДОУСТРОЙСТВО
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ
ЗОНИРОВАНИЕ КАК
ПРАВОВАЯ ОСНОВА
УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОМ1
А. Щукин2
Стр.1