САМОАНАЛИЗ
ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА1
Генри Дэвид Торо
1Не так давно я был на лекции в
Лицее, и мне показалось, что оратор
выбрал тему, слишком далекую от
него, и слушать его было неинтересно.
Он говорил о вещах, близких не
его сердцу, а скорее его конечностям
или коже. В этом смысле лекция
не имела центральной или объединяющей
мысли. Лучше бы он
рассказал о своих сокровенных
мыслях, как делают поэты. Однажды
меня спросили, что я думаю, и внимательно
выслушали ответ, и это
было самым большим комплиментом,
который мне когда-либо делали.
Я удивляюсь и радуюсь, когда
такое случается. Люди редко интересуются
тем, что я думаю, как будто
они имеют дело с орудием.
Обыкновенно от меня хотят одного:
знать, сколько акров земли я намерил
– поскольку я землемер – или,
самое большее, какие новости я
принес. Им нужна не моя сущность,
а моя оболочка. Как-то издалека
приехал ко мне человек с предложением
прочесть лекцию о рабстве.
Поговорив с ним, я понял, что он и
кучка его единомышленников хотели
продиктовать семь восьмых моей
лекции, оставив мне лишь одну
восьмую, поэтому я отказался. Когда
меня приглашают прочесть лекцию –
а у меня в этом деле есть небольшой
опыт, – я считаю само собой
разумеющимся, что от меня хотят
услышать не просто что-то приятное
или такое, с чем все согласятся, но
что я в действительности думаю по
какому-то вопросу, будь я даже самым
последним в мире дураком, поэтому
я намерен ввести им большую
дозу самого себя. За мной послали
и согласны платить, и я твердо решил,
что они услышат меня, хотя бы
я и наскучил им до смерти.
А теперь скажу нечто подобное и
вам, мои читатели. Поскольку вы
мои читатели и путешествовать я не
1 Прочитано в качестве лекции не ранее
1854 г. под заглавием “Getting a Living, or
What Shall It Profit a Man if He Gain the
Whole World and Lose His Own Soul».
Опубликовано посмертно в «Atlantic
Monthly» осенью 1863 г.
очень-то люблю, не буду говорить о
людях, которые живут за тридевять
земель, но постараюсь держаться
поближе к дому. Времени у меня в
обрез, поэтому опущу все комплименты
и оставлю одну критику.
Давайте посмотрим, как мы живем.
Наш
мир – это мир «дела». Какая
в нем бесконечная суета! Почти каждую
ночь меня будит пыхтение паровоза.
Оно нарушает мои сны. И так
всю неделю, без перерыва. Было бы
славно увидеть хоть раз, как человечество
отдыхает. Но нет, оно работает,
работает, работает. Нельзя купить
чистую тетрадь, чтобы заносить
туда мысли, – они обычно разлинованы
для записи долларов и центов.
Ирландец, увидевший, как я пишу
что-то в блокноте, стоя в поле, решил,
что я подсчитываю свой заработок.
Если человека в младенчестве
выбросили из окна, искалечив его
на всю жизнь, если его до смерти
напугали индейцы и он превратился
в слабоумного, жалеют его больше
всего потому, что теперь он неспособен...
вести дело! Думаю, на свете
нет ничего (включая преступление)
более чуждого поэзии, философии,
да и самой жизни, чем эти бесконечные
дела.
На окраине нашего города живет
грубоватый и крикливый человек, который
любит делать деньги. Он собирается
построить насыпь у подножия
холма вдоль границы своего луга.
Боги вселили ему эту мысль, чтобы
уберечь его от бед и зол, так вот
он хочет, чтобы я три недели рыл
вместе с ним землю. В результате,
может быть, он скопит еще больше
денег для своих наследников, которые
их бездумно промотают. Если я
помогу ему, большинство людей с
одобрением отзовутся обо мне как о
человеке усердном и трудолюбивом.
Но если я предпочту посвятить себя
работе, которая даст больше подлинной
выгоды, хоть и меньше денег,
во мне будут склонны видеть
лентяя. И все же, поскольку мне не
нужна дисциплина бессмысленного
труда и я не вижу ничего особенно
похвального в предприятии этого
Генри Дэвид Торо. Жизнь без принципа
ГУ ¹3’10
89
Стр.1