Некоторые социологи связывают крах всей советской системы с невозможностью воспроизводства такого человека, другие утверждают, что и сегодня советская система
продолжает частично воспроизводиться, а «советский человек» доминировать
в обществе. <...> Что остается от идеологических образцов через 60 лет после начала их внедрения в общественное сознание, и каковы сегодня перспективы
общества, состоящего из «советских людей»? <...> В статье автор анализирует антропологический тип и основные характеристики «советского человека», а также рассуждает о том, как
происходит его воспроизводство в современном обществе. <...> Сегодня, после 20 лет исследований, многое
уже описано и прояснено в структурах массовой идентичности россиян
и их символической картине реальности, в отношении к базовым институтам, в стратегиях жизненного
поведения, в типах адаптации и других характеристиках посттоталитарного социума1. <...> Программа
исследования захватывала самый широ-
2
ГУ ¹2’10
риал заставляет провести ревизию и
выявить непроработанные места и
кий круг тематических вопросов, включая
проблематику массовой идентичности,
исторического, морального, религиозного сознания, опыта репрессий и насилия,
отношения к различным социальным институтам, прежде всего к властным, и
другие аспекты социальной антропологии посттоталитарного общества. <...> Отдельные аспекты проблематики «советского человека» (инерционного и реставрационного неотрадиционализма, «комплексы неполноценности» и
«жертвы», явления аморализма, «особость» и другие составляющие структуру
негативной идентичности, а также механизмы и функции коллективных «страхов», опорные элементы идентичности,
виды символических барьеров, политическое участие и т.п.) разобраны в работах сотрудников Ю. А. Левады – Л. Гудкова <...> ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
аппарат анализа интерпретации полученных данных. <...> И среди них, как
мне представляется, одной из важнейших проблем оказывается неясность <...>
Условия_воспроизводства_«советского_человека».pdf
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
УСЛОВИЯ
ВОСПРОИЗВОДСТВА
«СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
Л. Гудков
«Советский человек» как антропологический феномен возник уже в постсоветском
обществе и до сих пор вызывает много споров. Некоторые социологи
связывают крах всей советской системы с невозможностью воспроизводства
такого человека, другие утверждают, что и сегодня советская система
продолжает частично воспроизводиться, а «советский человек» доминировать
в обществе. Что остается от идеологических образцов через 60 лет после начала
их внедрения в общественное сознание, и каковы сегодня перспективы
общества, состоящего из «советских людей»? «Полит.ру» публикует исследование
социолога Льва Гудкова, в основу которого легли результаты ряда опросов
по программе «Советский человек», проведенных Левада-Центром летом
2008 года. В статье автор анализирует антропологический тип и основные
характеристики «советского человека», а также рассуждает о том, как
происходит его воспроизводство в современном обществе. Материал был
опубликован в журнале «Вестник общественного мнения» (2009. ¹2), издаваемом
Аналитическим Центром Юрия Левады.
Летом 2008 г. прошла пятая волна
опросов по программе «Советский
человек». Одной из важных в теоретическом
плане задач исследования
постсоветского общества, образующих
проблемное ядро исследовательского
проекта, следует считать
необходимость разработки концептуальных
и содержательных связей
между конструкцией «хомо советикус»
и конструкциями механизмов
его воспроизводства. Сегодня, после
20 лет исследований, многое
уже описано и прояснено в структурах
массовой идентичности россиян
и их символической картине реальности,
в отношении к базовым институтам,
в стратегиях жизненного
поведения, в типах адаптации и других
характеристиках посттоталитарного
социума1
. Накопленный мате1
Этот
проект, инициированный
Ю. Левадой и занимавший очень большое
место в его работе, был начат зимой
1989 г., когда был проведен первый массовый,
еще всесоюзный опрос, по итогам
которого была выпущена коллективная
монография: Простой советский человек.
Опыт социального портрета на рубеже
90-х / Под общ. ред. Ю. А. Левады М.:
Мировой Океан, 1993. В дальнейшем
этот опрос был повторен с некоторыми
неизбежными изменениями вопросника в
1994, 1999, 2003 и 2008 гг. Программа
исследования захватывала самый широ2
ГУ
¹2’10
риал заставляет провести ревизию и
выявить непроработанные места и
кий круг тематических вопросов, включая
проблематику массовой идентичности,
исторического, морального, религиозного
сознания, опыта репрессий и насилия,
отношения к различным социальным институтам,
прежде всего к властным, и
другие аспекты социальной антропологии
посттоталитарного общества. Полученный
материал разбирался и описывался
в статьях, вошедших в две последние
книги Левады (См.: Левада Ю. От
мнений к пониманию. Социологические
очерки 1993–2000. М.: МШПИ, 2000. В
особенности с. 391–572; Он же. Ищем
человека. Социологические очерки 2000–
2005. М.: Новое издательство, 2006. С.
233–379). Отдельные аспекты проблематики
«советского человека» (инерционного
и реставрационного неотрадиционализма,
«комплексы неполноценности» и
«жертвы», явления аморализма, «особость»
и другие составляющие структуру
негативной идентичности, а также механизмы
и функции коллективных «страхов»,
опорные элементы идентичности,
виды символических барьеров, политическое
участие и т.п.) разобраны в работах
сотрудников Ю. А. Левады – Л. Гудкова,
Б. Дубина, Н. Зоркой, экономические
проблемы понижающей адаптации –
в статьях М. Красильниковой и Н. Бондаренко.
Исследование 2008 г. было проведено
при поддержке фонда «Либеральная
миссия», за что мы приносим
фонду искреннюю благодарность.
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
Стр.1