Как установлено статьей 18
Закона о погребении, общественные
кладбища находятся в
ведении органов местного самоуправления,
которые определяют
порядок деятельности
кладбищ. Возможность передачи
общественных кладбищ в
ведение какого-либо хозяйствующего
субъекта, в том числе
и обладающего статусом специализированной
службы, Законом
о погребении не предусмотрена.
Земли
общественных кладбищ
не могут относиться к
землям коммерческого использования
(на условиях передачи
в аренду или хозяйственное
ведение). Иначе это нивелирует
государственные гарантии о
бесплатном
предоставлении
места для погребения каждому
гражданину.
Системное толкование норм
позволяет
законодательства
сделать вывод о том, что статус
специализированных
служб,
создаваемых с целью
оказания гарантированного перечня
услуг, не может служить
основанием
предоставления
предприятию исключительного
права на оказание всего комплекса
ритуальных услуг, а
также передачи полномочий
органа местного самоуправления.
Частью
3 статьи 15 Федезакона
рального
от
26.07.2006
¹135-ФЗ «О
защите конкуренции» (далее
– Закон о защите конкуренции)
запрещается совмещение
функций органов местного
самоуправления и функций
хозяйствующих субъектов,
а также наделение хозяйствующих
субъектов функциями
и правами указанных органов.
ФАС России считает, что с
целью реализации функций,
закрепленных за органами местного
самоуправления в сфере
похоронного дела, органами
местного самоуправления могут
быть созданы муниципальные
бюджетные учреждения,
которые не будут осуществлять
деятельность, приносящую
им доход, т.е. не будут
являться
хозяйствующими
субъектами в понимании пункта
5 статьи 4 Закона о защите
конкуренции, которые на безвозмездной
основе будут осуществлять,
в том числе выделение
земельных участков для
36
ГУ ¹11’09
РАЗВИТИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
В. Левина
Анализ текущего состояния
муниципальных финансов
Наличие адекватной финансовой
базы является необходимым условием
реализации полномочий органов
местного самоуправления, и,
следовательно, своевременного и
полного решения вопросов местного
значения. Финансовые источники
муниципального уровня включают в
себя налоговые поступления, дополнительные
неналоговые доходы, например,
доходы от имущества, а
также средства, поступающие из
других бюджетов. Мировой опыт
финансирования местного самоуправления
подсказывает, что именно
налоговые поступления являются
основой эффективного решения соответствующих
вопросов, а также
обеспечивают необходимую самостоятельность
органов местного самоуправления.
В
российской практике сложилась
совершенно иная ситуация, когда
основу бюджетных доходов муниципальных
образований составляют
межбюджетные трансферты, причем
это наблюдается не только в муниципальных
образованиях, в которых
объективно отсутствует соответствующая
налоговая база, а в подавляющем
большинстве муниципальных
районов, городских округов и
поселений. Так, по данным Министерства
финансов Российской Федерации
в 2008 году, только в 5,5%
местных бюджетов доля межбюджетных
трансфертов (включаемых в
собственные доходы) и доходов, переданных
по дополнительным нормативам,
в собственных доходах местных
бюджетов составляла меньше
10 процентов.
В среднем по России в относительно
благополучные 2007-2008 годах
доля межбюджетных трансфертов
составляет 59-60% в общем
объеме доходов местных бюджетов.
Следует отметить, что в этот период
федеральный бюджет исполнялся с
возрастающим профицитом. Очевидно,
что в условиях кризиса ситуация
ухудшается, а доходы муниципальных
бюджетов – снижаются.
Согласно данным Министерства финансов
Российской Федерации: общий
объем утвержденных на 2009
год доходов местных бюджетов составляет
2354,6 млрд. рублей, что
ниже уровня фактического исполнения
2008 года на 2,4% или 57 млрд.
рублей. При этом собственные доходы
местных бюджетов, направляемые
муниципальными образованиями
на решение вопросов местного
значения, утверждены в объеме
1761,3 млрд. рублей, что ниже уровня
2008 года на 6,3% или 118,8
млрд. рублей, таким образом, увеличиваются
преимущественно объемы
субвенций, то есть средств на
финансирование
делегированных
государственных полномочий. Сокращение
собственных доходов местных
бюджетов предусмотрено в 49
субъектах Российской Федерации,
что свидетельствует о массовости
указанной проблемы. Уже в I полугодии
2009 года поступления собственных
доходов местных бюджетов
снизились на 2,3% или 18,6 млрд.
рублей по сравнению с аналогичным
периодом 2008 года. При этом необходимо
увеличение бюджетных
расходов, обусловленное инфляционными
изменениями, что приводит
к растущему дефициту местных
бюджетов и дополнительным заимствованиям
для его покрытия. Это,
безусловно, является негативной
тенденцией в муниципальных финансах.
Для частичного решения
данной проблемы в 61 субъекте
Российской Федерации в 2009 году
предусмотрено предоставление местным
бюджетам дотаций на поддержку
мер по обеспечению сбалансированности
в сумме 30 млрд. рублей.
Однако подобные мероприятия
относятся к тактике «латания дыр», а
в сложившихся в последние годы
условиях необходим коренной пересмотр
системы обеспечения доходами
местного самоуправления.
Основная проблема муниципальной
бюджетной политики не в неэфМЕТОДОЛОГИЯ
УПРАВЛЕНИЯ
Стр.1