номику таких городов. Во всяком
случае, в значительной
степени.
Резервы здесь, безусловно,
известны: это привлечение инвесторов
и создание новых
производств, а также развитие
малого и среднего бизнеса.
Причем, не только в привычных
торговле или сфере услуг,
но и в реальном секторе, высокотехнологичных
и социальных
отраслях.
Сейчас в малом и среднем
бизнесе работает 20% занятых.
Эта сфера дает порядка
14% ВВП, то есть горизонт
здесь очень большой.
В Калининграде, кстати говоря,
по имеющимся статистическим
данным доля занятых в
малом бизнесе значительно
выше – 33%. И вклад малого
бизнеса в региональную экономику
– также более трети.
Это уже приемлемый, хороший
показатель.
Сегодня предлагаю проанализировать,
как на местах выполняются
принятые решения
по поддержке предпринимательства,
в том числе, по снятию
разного рода административных
барьеров, сокращению
числа проверок, расширению
доступа к муниципальному заказу,
а также по передаче муниципальных
помещений в
собственность малым предприятиям.
Как
вы помните, льготный
порядок приватизации имущества
в интересах малого бизнеса
действует у нас до 1 июля
2010 года. Хотелось бы услышать
сегодня, насколько результативной
является эта
норма, и есть ли необходимость
её продления.
В конечном счёте, в развитии
малого бизнеса должны
быть заинтересованы сами муниципалитеты.
Это один из
наиболее устойчивых источников
налоговых поступлений в
их бюджеты.
Со своей стороны, будем
думать, за счет чего можно
было бы дополнительно укрепить
финансовую базу местного
самоуправления. Я уже поручил
и Министерству финансов
и Минрегиону еще раз
внимательно изучить этот вопрос.
Также
прошу постоянно
держать в поле зрения вопросы
жилищного строительства.
6
ГУ ¹11’09
ПОЛНОМОЧИЯ ДАЛИ –
ДЕНЕГ НЕТ.
КРИЗИС НЕ ДАЕТ
ОСНОВАНИЙ
ВЫХОЛАЩИВАТЬ СУТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
С. Миронов*
Готов ли народ?
Александр Исаевич Солженицын,
много размышлявший об «обустройстве
России» и «сбережении народа»,
говоря о будущем страны, неизменно
касался проблем местного
самоуправления. «Если мы не научимся
брать в свои руки и деятельно
обеспечивать близкие, жизненные
наши нужды, а будем отдавать их на
милость далеких, высоких бюрократов,
– не видать нам благоденствия
ни при каких золотовалютных запасах»,
– утверждал он. *
Я эту позицию всецело поддерживаю.
Убежден, что никакая модель
развития России в ХХI веке немыслима
без раскрепощения творческой
энергии народа, без эффективных
структур низовой демократии. Какую
из фундаментальных проблем ни
возьми – инновационное развитие,
информационное общество, гражданское
общество, формирование
среднего класса и т.д., – все, так
или иначе, упирается в местное самоуправление.
Как ни выстраивай
вертикаль государственной власти,
без надежной муниципальной горизонтали
она будет, словно безжизненный
ствол дерева, лишенного
корней. Нелепа ситуация, когда граждане
свободно избирают главу государства
и депутатов, но при этом
не могут самостоятельно решать,
как обустроить жизнь в своем дворе,
квартале, населенном пункте. Ненормально,
когда на низовом уровне,
где, по мнению социологов, решается
до 4/5 всех жизненных про*
Сергей
Миронов, Председатель Совета
Федерации, Председатель партии
"Справедливая Россия".
блем россиян, они оказываются без
права на инициативу.
Что и говорить, у нас еще хватает
любителей порассуждать на тему:
«Народ не готов». Среди федерального
и регионального чиновничества
живучи представления советской закваски,
что все управление сверху
донизу должно строиться исключительно
по алгоритму «начальник –
подчиненный». Немало тех, кто полагает,
что разговоры о местном
самоуправлении – лишь некая «риторическая
фигура» для налаживания
диалога с Европой. Но я не хочу
сейчас тратить время и силы на оспаривание
такого рода тезисов. Думаю,
что нам гораздо важнее, как
говорится, сверить часы на марше,
проанализировав актуальные проблемы
муниципальной реформы на
ее нынешнем непростом этапе.
За время, прошедшее с начала
реформы, в России проделана огромная
работа. Были созданы или
преобразованы тысячи муниципальных
образований, установлены и закреплены
их границы, разработаны
уставы, проведены выборы в представительные
органы. С 1 января
2009 г. в полном объеме вступил в
силу Федеральный закон ¹131-ФЗ
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации». Позади период
организационных сложностей, в ходе
которого в сам закон было внесено
рекордное количество поправок
– 296, а в субъектах Федерации
принято более 5 тысяч (!) своих региональных
законодательных актов.
Казалось бы, наступило время определенности,
время стабильной, планомерной
работы. Но грянул финансово-экономический
кризис. МолоФИЛОСОФИЯ
ПРОФЕССИИ
Стр.1