Шугрина1
1На основании части 2 статьи 131
Конституции РФ изменение границ
территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. <...> Похожие формулировки содержатся
в Европейской хартии местного самоуправления. <...> В статье 5 Европейской хартии местного самоуправления предусматривается, что изменение границ территорий, в которых
осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом
мнения населения соответствующих
территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это
допускается законом2. <...> Требование статьи 5 Европейской
хартии местного самоуправления3 о
необходимости учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется
местное самоуправление, в том числе путем проведения референдума
там, где это допускается законом,
учитывают в своих решениях чаще
всего суды общей юрисдикции4. <...> 2
Интересно отметить, что статья 5 Европейской хартии местного самоуправления называется «Защита границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление» также своеобразное указание на определенные гарантии. <...> 3
Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года ETS
№122 //Собрание законодательства РФ. <...> 4
Определение Верховного Суда РФ от
24 мая 2006 года №88-Г06-4 (Томская
область); Определение Верховного Суда
РФ от 25 января 2006 года №77-Г05-16
(Липецкая область); Определение Верховного Суда РФ от 19 октября 2005 года
№8-Г05-14 (Ярославская область); Опре-
82
ГУ №708
Кроме этого, на эти нормы ссылались судья Конституционного Суда
РФ А. Л. <...> Кононов в особом мнении
по «Кабардино-Балкарскому делу»5,
а также конституционные суды республик Карелия и Коми6.
деление Верховного Суда РФ от 7 декабря 2005 года №16-Г05-19 (Волгоградская
область); Определение Верховного Суда
РФ №33-Г04-15 от 22 декабря 2004 года
(Ленинградская область); Определение
Верховного Суда РФ №53-Г02-20 от 6
сентября 2002 года (Красноярский край);
Решение <...>
Гарантии_выявления_и_учета_мнения_населения.pdf
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ГАРАНТИИ ВЫЯВЛЕНИЯ И
УЧЕТА МНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Е. Шугрина1
1Íà основании части 2 статьи 131
Конституции РФ изменение границ
территорий, в которых осуществляется
местное самоуправление, допускается
с учетом мнения населения
соответствующих территорий.
Похожие формулировки содержатся
в Европейской хартии местного самоуправления.
В статье 5 Европейской
хартии местного самоуправления
предусматривается, что изменение
границ территорий, в которых
осуществляется местное самоуправление,
допускается только с учетом
мнения населения соответствующих
территорий, в том числе путем проведения
референдума там, где это
допускается законом2
. Обращает на
себя внимание одинаковая формулировка
– «допускается с учетом
мнения». В Федеральном законе
¹131-ÔÇ формулировка иная –
«осуществляется с учетом мнения».
Требование статьи 5 Европейской
хартии местного самоуправления3
о
необходимости учета мнения населения
при изменении границ территорий,
в которых осуществляется
местное самоуправление, в том числе
путем проведения референдума
там, где это допускается законом,
учитывают в своих решениях чаще
всего суды общей юрисдикции4
.
1 Шугрина Екатерина Сергеевна –
канд. юрид. наук, доцент МГЮА, член Европейского
клуба экспертов местного
самоуправления.
2
Интересно отметить, что статья 5 Европейской
хартии местного самоуправления
называется «Защита границ территорий,
в которых осуществляется местное
самоуправление» – также своеобразное
указание на определенные гарантии.
3
1998. ¹15. Ñò. 1695.
4
Европейская хартия местного самоуправления
от 15 октября 1985 года ETS
¹122 //Собрание законодательства РФ.
Определение Верховного Суда РФ от
24 мая 2006 года ¹88-Ã06-4 (Òîìñêàÿ
область); Определение Верховного Суда
РФ от 25 января 2006 года ¹77-Ã05-16
(Липецкая область); Определение Верховного
Суда РФ от 19 октября 2005 года
¹8-Ã05-14 (Ярославская îáëàñòü); Îïðå82
ГУ
¹7’08
Кроме этого, на эти нормы ссылались
судья Конституционного Суда
РФ А. Л. Кононов в особом мнении
по «Кабардино-Балкарскому делу»5
а также конституционные суды республик
Карелия и Коми6
.
деление Верховного Суда РФ от 7 декабря
2005 года ¹16-Ã05-19 (Волгоградская
область); Определение Верховного Суда
РФ ¹33-Ã04-15 от 22 декабря 2004 года
(Ленинградская область); Определение
Верховного Суда РФ ¹53-Ã02-20 от 6
сентября 2002 года (Красноярский край);
Решение Красноярского краевого суда от
18 июля 2005 года «Îá отказе в удовлетворении
заявления администрации г.
Красноярска о признании противоречащей
закону, недействующей и не подлежащей
применению статьи 1 закона
Красноярского края от 25 февраля 2005
года ¹13-3148 «Î наделении муниципального
образования г. Красноярск статусом
городского округа» в части, предусматривающей
включение в состав
г. Красноярска сельского населенного
пункта деревня Песчанка»; Решение Самарского
областного суда от 1 сентября
2005 года «О признании противоречащим
федеральному закону и недействующим
закона Самарской области от 28 февраля
2005 года ¹72-Ãä «Îá установлении границ
городского округа Кинель Самарской
îáëàñòè» //Âîëæñêàÿ êîììóíà. 2005. 12
октября.
5
РФ от 17 июля 2006 года ¹137-Î.
6
Определение Конституционного Суда
Постановление Конституционного
Суда Республики Карелия от 26 июня
2006 года по делу о проверке соответствия
Конституции Республики Карелия некоторых
положений пункта 61 части 1
статьи 3 Закона Республики Карелия «О
городских, сельских поселениях в Республике
Карелия» и статьи 1 Закона Республики
Карелия «О муниципальных районах
в Республике Карелия» в связи с
обращением Полякова Анатолия Викторовича
//Собрание законодательства РК.
2006. ¹6; Постановление Конституционного
Суда Республики Коми от 17 сентября
2004 года по делу о проверке конституционности
закона Республики Коми
от 4 июня 2004 года «Îá образовании в
Республике Коми города районного значения
в границах Эжвинского района города
Сыктывкара» в связи с обращением
совета муниципального образования «гоОБРАТНАЯ
СВЯЗЬ
,
Стр.1