САМОАНАЛИЗ
В ЧЕМ НАШЕ БЛАГО?1
Эпиктет
Не полагай своего счастья в
том, что не в твоей власти
Если люди делают зло – они делают
зло сами себе; тебе же они не
могут сделать зла. Ты же рожден не
для того, чтобы творить зло и грешить
вместе с людьми, но для того,
чтобы помогать им в добрых делах и
в этом находить свое счастье. 1
Знай и помни, что если человек
несчастен, то он сам в этом виноват,
потому что Бог создал всех людей
для их счастья, а не для того, чтобы
они были несчастны.
Из всего того, что Бог предоставляет
нам в этой жизни, Он одну
часть отдал в наше полное распоряжение:
она составляет как бы нашу
собственность; другая же часть находится
вне нашей власти, так сказать,
не принадлежит нам: все, что
другие могут связать, насиловать,
отнять у нас, не принадлежит нам; а
все то, чему никто и ничто не может
помешать или повредить, составляет
нашу собственность. И Бог по Своей
благости дал нам в нашу собственность
как раз то, что и есть настоящее
благо. Значит, Бог не враг нам;
Он поступил с нами как добрый
отец: Он не дал нам только того, что
не может дать нам блага.
– Так-то так; а вот мне пришлось
расстаться с другом, и мы оба горевали
об этом.
– Зачем же друг твой считал своим
то, что вовсе не его? Бог не дал
тебя ему в вечную собственность.
Когда он был с тобою, почему забывал
он, что ты можешь умереть или
уехать? Он наказан за свою глупость.
А ты – зачем ты так легкомысленно
думал, что ты должен всегда
жить там, где тебе приятно живется,
на том же месте, с теми же
людьми, за теми же занятиями. И
тебе Бог не обещал этого. Вот ты
1 Продолжение. Начало ñì. в ¹5.
Публикуются фрагменты книги: Эпиктет.
В чем наше благо? Избранные мысли
римского мудреца. Перевод В. Г.Черткова.
Ìîñêâà, 1904. Полный текст ñì. на
http://psylib.org.ua/books /index.htm
теперь и плачешь. Ты, оказывается,
несчастнее уток и гусей, потому что
они ежегодно улетают за моря и
нисколько не жалеют о прежнем
свое жилище.
– Да ведь они лишены ума!
– Так неужели ты думаешь, что
неразумные птицы должны быть
счастливее человека, у которого
есть разум? Разве для того Бог наделил
нас разумом, чтобы мы были
несчастны и проводили свою жизнь
в слезах?
Вникни в человеческую жизнь и
ты поймешь, что людям назначено
то жить вместе, то разлучаться. Когда
они вместе они должны быть
счастливы друг через друга, а когда
им приходится разлучаться, то они
не должны печалиться об этом, Напротив
того, мы должны радоваться
тому, что отличаемся от растений,
которые корнями своими прикреплены
к одному месту.
Нельзя быть счастливым, когда
желаешь того, что невозможно; и
наоборот, можно быть счастливым
только в том случае, если желаешь
возможного, потому что в таком случае
всегда будешь иметь то, чего
желаешь. Все дело в том, чтобы желать
только того, что в нашей власти,
того, что возможно.
Кто желает невозможного, тот раб
и глупец, восстающий против своего
хозяина – Бога. Хозяин наш желает,
чтобы мы были счастливы; но для
этого мы должны помнить, что все
родившееся должно умереть и что
люди должны разлучаться.
Не проходит людям даром ничего
из того, что они делают против закона
Бога. Всякий человек, который
бунтует против закона Бога, будет
рабом и несчастным: он будет горевать
и завидовать, он будет слаб и
изнежен.
– Как же жить? – спрашиваешь
òû.
Прежде всего, и самое главное –
не пристращайся ни к чему: больше
того, сколько ты привыкаешь к чужой
вещи, о которой знаешь, что она
может быть отнята у тебя. Когда обЭпиктет.
В чем наше благо?
ГУ ¹6’08
93
Стр.1