ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА
«СВОБОДА И
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»1
Политическая партия
«Союз правых сил»
ИДЕОЛОГИЯ СПС
Российское либеральное
наследие и идеология
«суверенной бюрократии»
1Люди, претендующие на роль государственных
идеологов, говорят,
что мир очень разный, и Россия по
духу отличается от Запада. На этом
и строится идеология обособленности
российской цивилизации. Данные
идеологи полагают, что существуют
некие «архетипические» черты
«национального образа жизни, характера,
мировоззрения», которые и
формируют уникальную политическую
культуру. Все, что соответствует
этим архетипам, – естественно
для России. Все, что не соответствует,
– не приживется в России никогда.
Вопрос в том, что, собственно,
является русской политической
культурой? Где «матричные», «архетипические»,
«предопределенные»
черты
российской цивилизации, а
где просто архаика, которая еще не
трансформирована в современность?
Этот
вопрос является одним из
самых старых и сложных вопросов
всей русской общественной мысли:
Россия – это особая страна или она
просто в чем-то важном отстает от
развитых демократических стран?
Отсюда другой вопрос: что надо
строить (или достраивать) в любом
случае, ибо это универсально, – например,
парламент, разделение
1 Фрагменты текста, принятого Съездом
политической партии «СОЮЗ ПРАВЫХ
ÑÈË» 21 сентября 2007 ãîäà. Èñòî÷íèê:
http://sps.ru. Редакция «Городского
управления» продолжает публикацию
фрагментов программных документов,
принимаемых в настоящее время различными
политическими силами в процессе
подготовки к выборам Президента
РФ в марте 2008 года (ïðèì. ðåä.).
2
ГУ ¹10’07
властей, свобода слова, а что можно
сделать и «по-своему», так сказать,
«а-ля рюс», например подчинить
всех президенту – и парламент, и
партии, и суды, и массмедиа...
Несомненно, европейский демократический
порядок жизнеспособен
в той мере, в какой он является для
России естественным, национальным.
Именно поэтому «Союз правых
сил» так много внимания уделяет
освоению именно национальной либеральной
традиции. Один из самых
ярких ее представителей, Владимир
Вейдле, в начале прошлого века работавший
в Пермском университете,
писал, что Россия раскрывает свою
самобытность только в европейском
контексте. Европа – это симфония
инструментов, и у каждого – свое,
самобытное звучание. Но вне европейского
оркестра Россия свое самобытное
звучание потеряет.
Характерно, что государственные
идеологи, перечисляя возможные
архитектурные «стили» российской
государственности, даже не упоминают
о стиле либеральном и демократическом.
Повторяя излюбленный
тезис всех консерваторов-охранителей,
они называет всех, кому не по
душе стиль имперский, либо мещанами,
либо футуристами. А вот о
мощнейшем либеральном, но при
этом чисто национальном, российском
стиле уважаемые идеологи даже
не вспоминают. Скорее, конечно,
сознательно, чем по неведению.
Тем не менее, имеет смысл говорить
не просто о национальной либеральной
традиции, но и о региональных
либеральных традициях,
ибо не только мир разный, но и Россия
очень разная. И российская политическая
культура и политическая
традиция – чрезвычайно разные как
в исторической перспективе, так и
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
Стр.1