>>> Считающие, что для
III ВСЕРОССИЙСКИЙ
ГРАЖДАНСКИЙ КОНГРЕСС1
ЖКХ (ЖИЛЬЕ, ЗЕМЛЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО) – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
БЛИЖАЙШЕГО ВРЕМЕНИ2
1 В жилищной и градостроительной
сферах, как и во всех других,
правящая бюрократия проводит
свою политику без учета реальной
ситуации и без должного диалога с
обществом. Но именно в этих сферах
на ближайшие месяцы и годы
завязываются самые болезненные
узлы противоречий. И в то же время
именно в этих сферах сейчас приоткрыто
«окно возможностей» для самоорганизации
людей, для зарожсудьбу
обветшавших домов и их жителей.
Государство обязано признать
свою задолженность по капитальному
ремонту и вместе с обществом
выработать программу выхода
из этого кризиса.
Большинство этих недостатков
дения гражданского общества. 2
Жилищное и градостроительное
законодательство – лишь часть этой
политики правящей бюрократии. Все
оно принималось и изменяется при
грубом лоббировании олигархических
групп, в нарочитой спешке, без
должного обсуждения, без учета тысяч
предлагаемых поправок.
Множество болезненных недостатков
в Жилищном кодексе были
очевидны с самого начала, множество
выявила почти двухгодовая практика
его применения. Это принципы
начисления оплаты за жилье и коммунальные
услуги, правила включения
в очередь на улучшение жилищных
условий, установленные санкции
против злостных неплательщиков,
бесправие бывших членов семьи
собственника жилья (прежде всего
детей), проблема приватизации жилья,
бедствия и безнадежность жителей
общежитий и т. д.
Небрежно отказываясь от обязательств
государства по капитальному
ремонту приватизированного жилья,
ясно сформулированных в Федеральном
Законе о приватизации
жилищного фонда, бюрократия заводит
в тупик проблему обветшания
жилищного фонда и инфраструктуры.
Одновременно государство отдает
бюрократии право решать
1 Состоялся 11–12 декабря в Ìîñêâå.
Все материалы доступны на сайте
www.civitas.ru. Публикуем некоторые из
документов, имеющие отношение к деятельности
органов местного самоуправления
(ïðèì. ðåä.).
2
Специальная резолюция cекции 2:
Решение социальных проблем граждан.
законодательства устраняются законопроектом,
который внесен депутатом
Госдумы Г. П. Хованской с группой
депутатов еще в марте 2005 ãîäà,
но принят в первом чтении лишь
летом 2006-ãî года и теперь снова
лежит без движения. Очевидно, что
только очень мощное лоббирование
(чтобы не сказать резче) способно
так долго тормозить принятие столь
нужного законопроекта. Необходимо
безотлагательно принять этот законопроект
с сотнями новых поправок
Г. П. Хованской и других депутатов.
Другая часть проблем связана с
реформированием управления домами
и отношений собственности в
ЖКХ и земельной сфере.
Как ни непривычно нам брать на
себя ответственность за наше городское
жилье, придется на это пойти,
потому что государство за многие
десятилетия уже доказало свою
неэффективность в этой сфере. Реформирование
ЖКХ необходимо.
Но государство не вправе убегать
от своих прежних обязательств. И
реформирование управления не
должно сопровождаться увеличением
бремени расходов населения без
адекватных компенсаций.
Государство как практически монопольный
наймодатель обязано
предоставить нанимателям жилья
право голоса в решении проблем,
непосредственно их касающихся,
через заключение развернутого договора
о социальном найме.
Государство не вправе убегать от
функций контроля, защиты прав
меньшинства в жилищных объединениях.
Государство
обязано обеспечить
всю необходимую информацию для
передачи управления, создать прозрачные
механизмы предоставления
льгот и субсидий независимо от
формы собственности, создав при
III Всероссийский Гражданский Конгресс
России 2006 год был хуже
прошлого, чаще всего говорили
о проблемах экономики: росте
цен, инфляции, отсутствии заметного
роста производства,
безработице («цены выросли,
квартплата выросла»; «во многих
регионах вырос уровень
безработицы»; «катимся вниз
с экономической точки зрения»)
– 8%. Снижение уровня
жизни людей в этом году
отметили 2% («когда приезжаем
на периферию, там видно
– люди живут все хуже и
хуже»). О других социальных
проблемах – дефиците льготных
лекарств, росте цен на услуги
ЖКХ, монетизации льгот
и äð. – говорили 1% респондентов.
Некоторые отметили
отсутствие законности и порядка,
падение доверия к власти;
ошибки правительства во
внешней политике.
* * *
На вопрос: «Какое из произошедших
в России в 2005
году хороших событий Вы
назвали бы событием года?»
дали ответы 31% респондентов.
Считают самым хорошим
событием повышение зарплат,
пенсий и пособий (в том числе
упоминалось учреждение «материнского
капитала») 5% опрошенных.
Столько же вспомнили
о том, что начали реализовываться
национальные проекты.
Еще 5% назвали события
в международной политике,
свидетельствующие о повышении
авторитета России в
мире (проведение саммита
«Большой 8-ки» в С-Петербурге;
договоренность о
вступлении России в ВТО).
Среди «событий года» 4% отметили
различные юбилеи,
праздники, события в науке.
Успехи в экономике, в частности
– в сфере транспортного и
жилищного строительства назвали
3%. Респонденты упоминали
также факты, свидетельствующие
об укреплении
законности и правопорядка, о
повышении обороноспособности
страны, о благоустройстве
городов.
На вопрос: «А среди плохих
событий, произошедших
в России в 2005 ãîäó, какое
Вы назвали бы событием года?»
ответили 40% респондентов.
Довольно много было
тех, кто вспомнил случившиеся
ГУ ¹1’07
91
Стр.1