КАК ЖИВУТ ПОДОПЕЧНЫЕ
В ДЕТСКИХ ДОМАХ
ГЕРМАНИИ?
(НА ПРИМЕРЕ
ДЕТДОМА Г. БОННА)
М. Калинкина1
Введение в проблему:
российская специфика
ке, около 15000 детей ежегодно выходят
из детских домов2
1Согласно российской статисти.
Половина
детей, родившихся в колонии, вырастая,
попадает туда вновь. Права
детей, родившихся в колонии, требуют
особого внимания со стороны
государства. По данным Генпрокуратуры
РФ, 40% выпускников детских
домов и интернатов становятся алкоголиками
и наркоманами, 40% пополняют
преступный мир, 10% кончают
жизнь самоубийством, 10%
адаптируются к жизни3
. Согласно
данным всероссийской диспансеризации,
здоровыми признаны 32%
детей и наименьший индекс здоровья
отмечен у воспитанников детских
домов. Кроме того, в половине
образовательных учреждений, которые
проверила прокуратура, нарушается
закон4
. В нарушение статьи
84 Семейного кодекса Российской
Федерации пенсии и алименты нередко
не зачисляются на лицевые
счета воспитанников. Счета не открываются
или обезличены – деньги
направляются на общие нужды детдомов,
погашение задолженности
интернатов и другие цели.
Федеральный закон «О дополнительных
гарантиях по социальной
1
Специалист в области государственного
и муниципального управления, аспирант
Кельнского университета. Адрес
электронной
почты – Marina.Kalinkina@mail.ru.
2
sian/.
3
Интернет-источник
www.hrw.org/rusÝêàðåâà
Ю. Детство как шагреневая
кожа // ÀèÔ. Çäîðîâüå. 2004. ¹25,
Столичные школы не хотят чтить Угоиюнь.
– Ñ. 2.
4
ловный êîäåêñ. // ÊÏ. 23 ноября 2005. –
Ñ. 10.
защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей»
внес определенные законодательные
гарантии на получение выпускниками
сиротских учреждений жилья.
Однако далеко не во всех регионах
выпускники могут его получить.
Около 80% социальных сирот
находятся в крайне затруднительном
положении5
. Согласно законодательству
выделять выпускнику интернатных
учреждений новое жилье
должны администрации тех районов,
откуда ребенок был направлен в это
учреждение. Однако механизм сохранения
квартиры или приобретения
ее не отработан. Защищать право
на жилье подростков должны органы
опеки, но количество их штатных
сотрудников мало – один на 5
тыс. детского населения, тем более
что сама администрация, нарушая
законодательство, нередко отказывает
выпускникам в получении жилья6
.
В
России достаточное количество
научных работ, посвященных проблемам
воспитанников детских домов.
Среди них
Ã. Ò. Бурлакова, Ã. Ãóñàðîâà, È. Ô. Дементьева,
Á. À. Êóòàí, Ã. Â. Семье и
äð.
Конечно, для нашей страны эта
проблема не новая, поэтому определенный
опыт работы также имеется.
Íàïðèìåð, 5 апреля 1926 года
ВЦИК и СНК РСФСР приняли Постановление
«О порядке и условиях передачи
воспитанников детских домов
в крестьянские семьи для под5
Комитет ООН по правам ребенка и
права детей в России, M: РОО «Права
ðåáåíêà», 2001. Ñ. 28.
6
Доклад о деятельности Уполномоченного
по правам человека в Российской
Федерации в 2001 ãîäó. – Ì.:
Юриспруденция, 2002. – Ñ. 30–31.
М. Калинкина. Как живут подопечные в детских домах…
такие ученые как
>>> Для обозначения этого
целого существует давно сложившийся
негативный стереотип
– «чиновничество». В
«чиновничество» попадают не
только государственные служащие,
но и депутаты всех
уровней – «выборные чиновники»,
вызывающие особое
недовольство населения. От
простых чиновников, в сознании
избирателей, они отличаются
тем, что вошли во власть
с помощью самих же избирателей.
Поскольку медленный
по своей природе стиль работы
законодательных органов и
опосредованность воздействия
результатов законотворческой
деятельности на уровень жизни
людей не находят понимания
в общественном сознании,
то отсутствие быстрых позитивных
сдвигов после выборов
воспринимается как «обман», а
принятие непопулярных законов
– как «äâîéíîé îáìàí».
Положение
осложняется
тем, что, как бы ни старались
Государственная дума, Совет
Федерации, правительство и
соответствующие региональные
структуры, какую бы реальную
пользу ни приносили
работники этих органов, снискать
лавры они не смогут. В
лучшем случае народ будет
считать, что глава государства
заставил их работать. Это отчуждение
давнее, взаимное и
почти мистическое.
Бердяев
О мистической составляющей
в отношении русского народа
к власти писал Николай
Áåðäÿåâ. В 1915 ã. он выпустил
свой знаменитый историософский
этюд «Душа России».
По утверждению Бердяева,
одной из черт нашего национального
самосознания является
«отказ народа создавать государственную
жизнь», отсутствие
«инстинкта государственного
и
общественного
строительства».
«Государственная
власть, – пишет Бердяев,
– всегда была внешним,
а не внутренним принципом
для русского народа», и поэтому
наш народ «безгосударственный
по духу». Говорить
можно лишь о духе коллективизма,
общинности, соборности.
Отмечая
положительные и
отрицательные стороны этой
ГУ ¹10’06
21
Стр.1