Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637335)
Контекстум
Электро-2024

Либерал (66,00 руб.)

0   0
Первый авторСалтыков-Щедрин
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц3
ID174044
АннотацияРассказ известного русского писателя-сатирика про либерала, который не только благородно мыслил, но и рвался делать благородное дело. Чем же закончилось его стремление перевести идеалы на практическую почву?
Салтыков-Щедрин, М. Либерал / М. Салтыков-Щедрин .— №2 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2006 .— 3 с. — С.11-13 .— URL: https://rucont.ru/efd/174044 (дата обращения: 01.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В некоторой стране жил-был либерал, и притом такой откровенный, что никто слова не молвит, а он уж во все горло гаркает: «Ах, господа, господа! что вы делаете! ведь вы сами себя губите! <...> ». Три фактора, говорил он, должны лежать в основании всякой общественности: свобода, обеспеченность и самодеятельность. <...> Ежели общество лишено свободы, то это значит, что оно живет без идеалов, без горения мысли, не имея ни основы для творчества, ни веры в предстоящие ему судьбы. <...> Ежели общество сознает себя необеспеченным, то это налагает на него печать подавленности и делает равнодушным к собственной участи. <...> Ежели общество лишено самодеятельности, то оно становится неспособным к устройству своих дел и даже мало-помалу утрачивает представление об отечестве. <...> Вот как мыслил либерал, и, надо правду сказать, мыслил правильно. <...> Он видел, что кругом него люди, словно отравленные мухи бродят, и говорил себе: «Это оттого, что они не сознают себя строителями своих судеб. <...> Это колодники, к которым и счастие, и злосчастие приходят без всякого с их стороны предвидения, которые не отдаются беззаветно своим ощущениям, потому что не могут определить, действительно ли это ощущения или какая-нибудь фантасмагория». <...> Одним словом, либерал был твердо убежден, что лишь упомянутые три фактора могут дать обществу прочные устои и привести за собою все остальные блага, необходимые для развития общественности. <...> Но этого мало: либерал не только благородно мыслил, но и рвался благое дело делать. <...> Заветнейшее его желание состояло в том, чтобы луч света, согревавший его мысль, прорезал окрестную тьму, осенил ее и все живущее напоил благоволением. <...> Хотя это стремление перевести идеалы из области эмпиреев на практическую почву припахивало не совсем благонадежно, но либерал так искренно пламенел, и притом был так мил и ко всем ласков, что ему даже неблагонадежность охотно прощали. <...> Конечно, выражение «по возможности» не представляло для его ретивости ничего <...>
Либерал.pdf
ПЕРСПЕКТИВА ЛИБЕРАЛ М. Салтыков-Щедрин В некоторой стране жил-был либерал, и притом такой откровенный, что никто слова не молвит, а он уж во все горло гаркает: «Ах, господа, господа! что вы делаете! ведь вы сами себя губите!» И никто на него за это не сердился, а, напротив, все говорили: «Пускай предупреждает – нам же ëó÷øå!». – Три ôàêòîðà, – говорил îí, – должны лежать в основании всякой общественности: свобода, обеспеченность и самодеятельность. Ежели общество лишено свободы, то это значит, что оно живет без идеалов, без горения мысли, не имея ни основы для творчества, ни веры в предстоящие ему судьбы. Ежели общество сознает себя необеспеченным, то это налагает на него печать подавленности и делает равнодушным к собственной участи. Ежели общество лишено самодеятельности, то оно становится неспособным к устройству своих дел и даже мало-помалу утрачивает представление об отечестве. Вот как мыслил либерал, и, надо правду сказать, мыслил правильно. Он видел, что кругом него люди, словно отравленные мухи бродят, и говорил себе: «Это оттого, что они не сознают себя строителями своих судеб. Это колодники, к которым и счастие, и злосчастие приходят без всякого с их стороны предвидения, которые не отдаются беззаветно своим ощущениям, потому что не могут определить, действительно ли это ощущения или какая-нибудь фантасмагория». Одним словом, либерал был твердо убежден, что лишь упомянутые три фактора могут дать обществу прочные устои и привести за собою все остальные блага, необходимые для развития общественности. Но этого мало: либерал не только благородно мыслил, но и рвался благое дело делать. Заветнейшее его желание состояло в том, чтобы луч света, согревавший его мысль, прорезал окрестную тьму, осенил ее и все живущее напоил благоволением. Всех людей он признавал братьями, всех одинаково призывал насладиться под сению излюбленных им идеалов. Хотя это стремление перевести идеалы из области эмпиреев на практическую почву припахивало не совсем благонадежно, но либерал так искренно пламенел, и притом был так мил и ко всем ласков, что ему даже неблагонадежность охотно прощали. Умел он и истину с улыбкой высказать, и простачком, где нужно прикинуться, и бескорыстием щегольнуть. А главное, никогда и ничего он не требовал, наступя на горло, а всегда только по возможности. Конечно, выражение «по возможности» не представляло для его ретивости ничего особенно лестного, но либерал примирялся с ним, вопервых, ради общей пользы, которая у него всегда на первом плане стояла, и, во-вторых, для ограждения своих идеалов от напрасной и преждевременной гибели. Сверх того, он знал, что идеалы, его одушевляющие, носят слишком отвлеченный характер, чтобы воздействовать на жизнь непосредственным образом. Что такое свобода? обеспеченность? самодеятельность? Все это отвлеченные термины, которые следует наполнить несомненно осязательным содержанием, чтобы в результате вышло общественное цветение. Термины эти, в своей общности, могут воспитывать общество, могут возвышать уровень его верований и надежд, но блага осязаемого, разливающего непосредственное ощущение довольства, принести не могут. Чтобы достичь этого блага, чтобы сделать идеал общедоступным, необходимо разменять его на мелочи и уже в этом виде применять к исцелению недугов, удручающих человечество. Вот тут-то, при размене на мелочи, и вырабатывается само собой это выражение: «по возможности», которое, из двух приходящих в соприкосновение сторон, одну заставляет в известной степени отказаться от замкнутости, а другую – в значительной степени сократить свои требования. Все это отлично понял наш либерал и, заручившись этими соображениями, препоясался на брань с действительностью. И прежде всего, М. Салтыков-Щедрин. Либерал Либеральнодемократическая партия России селенных пунктах 44 субъектов РФ. Интервью по месту жительства 24–25 декабря 2005 ã. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы – 600 респондентов. Статистическая погрешность не более 3,6%. Опрос населения в 100 накая партия уже 16 лет присутствует на российской политической арене и среди наиболее заметных отечественных партийных структур по праву может считаться долгожителем. Какова сегодня репутация Либерально-демократичесЛДПР и ее бессменного лидера В. Жириновского в российском обществе? Какие изменения в отношении потенциальных избирателей к этой партии произошли за время ее существования? Как следует из результатов опроса, ЛДПР считается не слишком влиятельной: 30% наших сограждан полагают, что она вообще не влияет на российскую политику, 34% считают, что влияет, но слабо. Лишь 16% опрошенных расценивают влияние ЛДПР как сильное. Характерно, что даже сторонники партии не склонны преувеличивать ее политический вес: только 36% респондентов, голосовавших за нее в 2003 ãîäó, ïîëàãàþò, что ЛДПР имеет большое влияние в политической сфере. Не слишком заметна партия и «на местах»: только 10% респондентов заметили деятельность ЛДПР в своих регионах за последнее время; две трети респондентов затруднились сказать, как позиционирует себя партия по отношению к действующей региональной власти: поддерживает губернатора или находится в оппозиции к нему (16% сказали, что поддерживает, 18% – что пребывает в оппозиции). Что касается отношений ЛДПР с федеральной властью, то по мнению почти половины россиян (46%), лидеры партии поддерживают ГУ ¹2’06 11 Ф ОМ
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст