*Идея объединения субъектов
РФ, родилась, как это ни странно,
в «науке», хотя ее обсуждение в
профессиональном сообществе
было осторожно-негативным (даже в том институте, где она «появилась на свет). <...> В этой простой схеме, по
мнению ее авторов, решалась и
проблема депрессивных и слаборазвитых территорий: кризисные
территории будут объединены с
«локомотивами» роста и поднимут их до своего уровня. <...> Это была еще одна попытка
управлять территорией страны
как корпорацией (или военной
частью) – сильная компания поглощает слабую и делает ее ус*
Редакторы-составители: Артоболевский С.С., Гонтмахер Е.Ш. <...> Но эта
аналогия не верна в принципе:
компания может обанкротиться, а
территория и ее население – нет. <...> Основная задача большой
части федеральных институтов
власти, любого субъекта РФ и
большинства муниципий – не
удои, урожай, выплавка и добыча, а обслуживание населения. <...> Перекройка внутренних границ, территориальные
объединения или размежевания,
исходя из решаемых администра-
тивных и экономических задач,
всегда использовались в качестве эффективного инструмента
внутренней политики. <...> Изменение пространственной
конфигурации
отношений
«центр – регионы» всегда инициировалось
государственной
властью, за исключением коротких периодов революций и смут. <...> Субъект принятия таких решений был один – государство, и
никаких споров вокруг изменившихся границ не было, и быть не
могло, хотя конечно подспудное
недовольство
существовало. <...> Вслед за республиками многие
области
продемонстрировали
способность инициировать процессы изменения АТД, как через
обмен районами, так и путем укрупнения (вспомним несостоявшиеся проекты «Уральская республика», «Кавказская республика», «Дальневосточная республика», «Северная республика») или
размежевания (Тюменская область, Иркутская область, Красноярский край, Архангельская
область и др.) <...> Центру пришлось договариваться с региональными элитами, придумывать
экономические <...>
Объединение_субъектов_Российской_Федерации_за_и_против.pdf
ОБЪЕДИНЕНИЕ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗА И ПРОТИВ*
С. АРТОБОЛЕВСКИЙ, О. ВЕНДИНА,
Е. ГОНТМАХЕР, Н. ЗУБАРЕВИЧ, А. КЫНЕВ
O ВВЕДЕНИЕ
*Идея объединения субъектов
РФ, родилась, как это ни странно,
в «науке», хотя ее обсуждение в
профессиональном сообществе
было осторожно-негативным (даже
в том институте, где она «появилась
на свет). Прежде всего,
пугала непроработанность вопроса
о необходимости и последствиях.
Намного больше энтузиазма
указанная идея вызвала у
федеральной власти, как часть
«программы»
восстановления
управляемости страной. Сокращение
числа субъектов РФ дополнялось
отменой прямой выборности
губернаторов, частичной
утратой независимости местного
самоуправления. Последние
лет 7–8 шел негласный переход
от федерального к унитарному
государству.
Начала выстраиваться долгожданная
вертикаль власти. Страна
– 7 федеральных округов (на
сегодня уже 8) – 30-40 субъектов
(как конечная цель) – маломощные
муниципальные образования,
«выстроенные» губернаторами.
В этой простой схеме, по
мнению ее авторов, решалась и
проблема депрессивных и слаборазвитых
территорий: кризисные
территории будут объединены с
«локомотивами» роста и поднимут
их до своего уровня.
Это была еще одна попытка
управлять территорией страны
как корпорацией (или военной
частью) – сильная компания поглощает
слабую и делает ее ус*
Редакторы-составители: Артоболевский
С.С., Гонтмахер Е.Ш.
Источник публикации: www.insorrussia.ru/files/Regions_for_and_again
ts.pdf
24
ЛОББИСТ
¨ 2010 ¨ №6
пешной или банкротит. Но эта
аналогия не верна в принципе:
компания может обанкротиться, а
территория и ее население – нет.
Для компании заработная плата –
издержки и она должна быть минимизирована,
для территории
значимая часть валового регионального
продукта и, в качестве
таковой должна быть максимизирована.
Основная
задача большой
части федеральных институтов
власти, любого субъекта РФ и
большинства муниципий – не
удои, урожай, выплавка и добыча,
а обслуживание населения. А
вот с этой точки зрения никто
объединительный процесс не
рассматривал. Как и особенности
его реализации в большой стране,
все еще контролирующей
седьмую часть суши.
Управление процессами регионального
развития, географизация
принимаемых решений –
может быть наиболее сложная
сфера деятельности государства,
ибо требует знания и понимания
территории страны. Кроме того,
картина усложняется депопуляцией
большинства территорий
страны, инерционностью процессов
регионального развития и
т. д. Отсюда и постановка задачи
(государством) – упростить объект
управления (а не привлечь
управленцев, способных понять
ситуацию и управлять ею).
Что успели сделать с субъектами
РФ, выбрав курс на «оптимизацию»
их количества (см.
табл. 1).
Изменение административных
границ – процесс для России далеко
не новый. Перекройка внутренних
границ, территориальные
объединения или размежевания,
исходя из решаемых администра
тивных
и экономических задач,
всегда использовались в качестве
эффективного инструмента
внутренней политики. Тем не менее,
специфика современных
процессов не позволяет их ставить
в один ряд с длинным перечнем
предшествующих административно-территориальных
преобразований,
скорее она свидетельствует
о сдвигах, как в массовом
сознании, так и в подходах
к управлению, требуя принципиально
новых идей.
, принятие решений
конфигурации
о территориально-административных
преобразованиях стало
многосубъектным.
Изменение пространственной
отношений
«центр – регионы» всегда инициировалось
государственной
властью,
за исключением коротких
периодов революций и смут.
Такие решения, хотя и были
обоснованы политической или
экономической целесообразностью,
остротой задач государственного
управления, необходимостью
обеспечения контроля
над территориями и границами,
имели волюнтаристский характер.
Субъект принятия таких решений
был один – государство, и
никаких споров вокруг изменившихся
границ не было, и быть не
могло, хотя конечно подспудное
недовольство
существовало.
Б. Н. Ельцин своей знаменитой
фразой: «Берите суверенитета
столько, сколько сможете», произнесенной
в Казани в августе
1990 года, превратил выражение
недовольства в открытый процесс
и легитимировал многосубъектность
принятия решений об изменениях
административно-территориального
устройства страны и
статуса ее регионов.
Игроки – федералы
Во
-
п
е
рв
ых
Стр.1