Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Объединение субъектов Российской Федерации: за и против (66,00 руб.)

0   0
Первый авторАртоболевский С., Вендина О., Гонтмахер Е., Зубаревич Н., Кынев А.
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц15
ID173859
Аннотация«Доминирующей тенденцией мирового развития является регионализация и локализация… (принцип субсидиарности)… Укрупнение российских регионов пока не дало никаких преимуществ ни объединенным территориям, ни стране в целом…»
Артоболевский С., Вендина О., Гонтмахер Е., Зубаревич Н., Кынев А.. Объединение субъектов Российской Федерации: за и против : статья / Артоболевский С., Вендина О., Гонтмахер Е., Зубаревич Н., Кынев А. — Лоббист №6 .— : Институт муниципального управления, 2010 .— 15 с. — С.24-38 .— URL: https://rucont.ru/efd/173859 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

*Идея объединения субъектов РФ, родилась, как это ни странно, в «науке», хотя ее обсуждение в профессиональном сообществе было осторожно-негативным (даже в том институте, где она «появилась на свет). <...> В этой простой схеме, по мнению ее авторов, решалась и проблема депрессивных и слаборазвитых территорий: кризисные территории будут объединены с «локомотивами» роста и поднимут их до своего уровня. <...> Это была еще одна попытка управлять территорией страны как корпорацией (или военной частью) – сильная компания поглощает слабую и делает ее ус* Редакторы-составители: Артоболевский С.С., Гонтмахер Е.Ш. <...> Но эта аналогия не верна в принципе: компания может обанкротиться, а территория и ее население – нет. <...> Основная задача большой части федеральных институтов власти, любого субъекта РФ и большинства муниципий – не удои, урожай, выплавка и добыча, а обслуживание населения. <...> Перекройка внутренних границ, территориальные объединения или размежевания, исходя из решаемых администра-   тивных и экономических задач, всегда использовались в качестве эффективного инструмента внутренней политики. <...> Изменение пространственной конфигурации отношений «центр – регионы» всегда инициировалось государственной властью, за исключением коротких периодов революций и смут. <...> Субъект принятия таких решений был один – государство, и никаких споров вокруг изменившихся границ не было, и быть не могло, хотя конечно подспудное недовольство существовало. <...> Вслед за республиками многие области продемонстрировали способность инициировать процессы изменения АТД, как через обмен районами, так и путем укрупнения (вспомним несостоявшиеся проекты «Уральская республика», «Кавказская республика», «Дальневосточная республика», «Северная республика») или размежевания (Тюменская область, Иркутская область, Красноярский край, Архангельская область и др.) <...> Центру пришлось договариваться с региональными элитами, придумывать экономические <...>
Объединение_субъектов_Российской_Федерации_за_и_против.pdf
ОБЪЕДИНЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗА И ПРОТИВ* С. АРТОБОЛЕВСКИЙ, О. ВЕНДИНА, Е. ГОНТМАХЕР, Н. ЗУБАРЕВИЧ, А. КЫНЕВ O ВВЕДЕНИЕ *Идея объединения субъектов РФ, родилась, как это ни странно, в «науке», хотя ее обсуждение в профессиональном сообществе было осторожно-негативным (даже в том институте, где она «появилась на свет). Прежде всего, пугала непроработанность вопроса о необходимости и последствиях. Намного больше энтузиазма указанная идея вызвала у федеральной власти, как часть «программы» восстановления управляемости страной. Сокращение числа субъектов РФ дополнялось отменой прямой выборности губернаторов, частичной утратой независимости местного самоуправления. Последние лет 7–8 шел негласный переход от федерального к унитарному государству. Начала выстраиваться долгожданная вертикаль власти. Страна – 7 федеральных округов (на сегодня уже 8) – 30-40 субъектов (как конечная цель) – маломощные муниципальные образования, «выстроенные» губернаторами. В этой простой схеме, по мнению ее авторов, решалась и проблема депрессивных и слаборазвитых территорий: кризисные территории будут объединены с «локомотивами» роста и поднимут их до своего уровня. Это была еще одна попытка управлять территорией страны как корпорацией (или военной частью) – сильная компания поглощает слабую и делает ее ус* Редакторы-составители: Артоболевский С.С., Гонтмахер Е.Ш. Источник публикации: www.insorrussia.ru/files/Regions_for_and_again ts.pdf 24 ЛОББИСТ ¨ 2010 ¨ №6 пешной или банкротит. Но эта аналогия не верна в принципе: компания может обанкротиться, а территория и ее население – нет. Для компании заработная плата – издержки и она должна быть минимизирована, для территории значимая часть валового регионального продукта и, в качестве таковой должна быть максимизирована. Основная задача большой части федеральных институтов власти, любого субъекта РФ и большинства муниципий – не удои, урожай, выплавка и добыча, а обслуживание населения. А вот с этой точки зрения никто объединительный процесс не рассматривал. Как и особенности его реализации в большой стране, все еще контролирующей седьмую часть суши. Управление процессами регионального развития, географизация принимаемых решений – может быть наиболее сложная сфера деятельности государства, ибо требует знания и понимания территории страны. Кроме того, картина усложняется депопуляцией большинства территорий страны, инерционностью процессов регионального развития и т. д. Отсюда и постановка задачи (государством) – упростить объект управления (а не привлечь управленцев, способных понять ситуацию и управлять ею). Что успели сделать с субъектами РФ, выбрав курс на «оптимизацию» их количества (см. табл. 1). Изменение административных границ – процесс для России далеко не новый. Перекройка внутренних границ, территориальные объединения или размежевания, исходя из решаемых администра  тивных и экономических задач, всегда использовались в качестве эффективного инструмента внутренней политики. Тем не менее, специфика современных процессов не позволяет их ставить в один ряд с длинным перечнем предшествующих административно-территориальных преобразований, скорее она свидетельствует о сдвигах, как в массовом сознании, так и в подходах к управлению, требуя принципиально новых идей. , принятие решений конфигурации о территориально-административных преобразованиях стало многосубъектным. Изменение пространственной отношений «центр – регионы» всегда инициировалось государственной властью, за исключением коротких периодов революций и смут. Такие решения, хотя и были обоснованы политической или экономической целесообразностью, остротой задач государственного управления, необходимостью обеспечения контроля над территориями и границами, имели волюнтаристский характер. Субъект принятия таких решений был один – государство, и никаких споров вокруг изменившихся границ не было, и быть не могло, хотя конечно подспудное недовольство существовало. Б. Н. Ельцин своей знаменитой фразой: «Берите суверенитета столько, сколько сможете», произнесенной в Казани в августе 1990 года, превратил выражение недовольства в открытый процесс и легитимировал многосубъектность принятия решений об изменениях административно-территориального устройства страны и статуса ее регионов. Игроки – федералы Во - п е рв ых
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.