ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
КОНТРОЛЬ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К. КАРПУН*
*Важным аспектом административно-правового
статуса НКО
является комплекс их прав и обязанностей
в рамках правоотношений
по осуществлению государственного
контроля за законностью
их деятельности. Режим
законности предполагает соответствие
деятельности НКО федеральному
законодательству,
нормативным
правовым актам
регионального и муниципального
уровней, а также своим собственным
уставам. При этом только
законность может быть предметом
государственного контроля
над НКО (но никак не целесообразность).
Контроль
в сфере обеспечения
законности функционирования
некоммерческих организаций
так или иначе осуществляют все
органы государственной власти и
местного самоуправления. По
этой причине правовая база данного
института настолько обширна
и бессистемна, что исчерпывающему
анализу или даже полному
перечислению ее источников
совершенно не поддается1.
* Карпун Кирилл Михайлович,
аспирант кафедры административного
права Московской государственной
юридической академии
имени О.Е. Кутафина.
1 К числу его источников относятся
Федеральный закон от
12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» (СЗ РФ, 1996,
№ 3. Ст. 145), федеральные законы,
регулирующие статус отдельных
Правовую
базу осуществления
органами публичной власти контроля
за законностью функционирования
НКО образует множество
актов различной юридической
силы, положения которых
подчас находятся друг с другом в
явном противоречии, что будет
показано далее. Главная причина
этих противоречий видится в
трудностях проведения мониторинга
всего соответствующего
круга норм при каждом обновлении
одного из актов в данной
сфере. Проведение такого мониторинга
действительно представляет
большую проблему в современных
условиях, когда по меткому
замечанию заместителя
Председателя Высшего Арбитражного
Суда РФ Е.Ю. Валявиной
«наблюдается тенденция лавинообразного
появления новых
законов о некоммерческих организациях
и их форм»2. В связи с
ческих организаций их уставным
целям и задачам, филиалов и
представительств международных
организаций, иностранных некоммерческих
неправительственных
организаций
заявленным целям и
задачам, а также за соблюдением
ими законодательства Российской
Федерации (далее – Административный
регламент контроля), утвержденный
Приказом Министерства
юстиции Российской Федерации
от 31 марта 2009 г. N 90 (Российская
газета, 2009. 30 апреля),
множество иных ведомственных
организационно-правовых
форм НКО, Административный
регламент исполнения Министерством
юстиции Российской Федерации
государственной функции по
осуществлению контроля за соответствием
деятельности некоммер
подзаконных
актов.
2 См. выступление Е.Ю Валявиной
на тему "Развитие законодательства
о некоммерческих организациях"
на III Ежегодных научных
чтениях памяти профессора С.Н.
Братуся. Обзор. Автор М.Л. Шелютэтим
представляется необходимым
кодифицировать нормы о
государственном и муниципальном
контроле над законностью
функционирования юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
в единый закон, частью
которого будут являться положения
о контроле государственных
и местных органов за
НКО.
Формы контроля публичной
власти за НКО, предусмотренные
законодательством, можно классифицировать
по различным основаниям.
Например, в зависимости
от того, на кого (контролирующего
или подконтрольного
субъекта) возложено бремя совершения
положительных действий,
они подразделяются на активные
и пассивные. Первые
предполагают совершение органом
или должностным лицом исполнительной
власти предусмотренных
законодательством позитивных
действий соответствующей
направленности, а вторые –
требование и получение от подконтрольных
органов информации.
Например, наиболее крупные
формы контроля Минюста
над НКО включают проведение
проверок некоммерческих организаций;
анализ отчетов некоммерческих
организаций; участие
в их мероприятиях. Очевидно, что
одна из трех перечисленных
форм контроля (вторая) является
пассивной, а две других (первая и
третья) – активными. Разумеется,
различие между двумя названными
формами контроля весьма
условно. Действительно, с одной
стороны, в основе и в процессе
то // Журнал российского права,
2009, N 1. – С. 9.
К. Карпун. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ…
1
Стр.1