КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЛОББИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ БИЗНЕС-КОММУНИКАТОРОВ*
O ВВЕДЕНИЕ <...> *
Важным условием эффективного развития российской
экономики, модернизации страны, а также успешной борьбы с
коррупцией и организованной
преступностью
является
выстраивание цивилизованных отношений между хозяйствующими
субъектами и органами публичной власти. <...> В ходе проведенного
российским отделением IABC исследования «Лоббизм и GR в современной России» представители экспертного сообщества неоднократно обращали внимание на
отсутствие «установленных норм
и общепринятых правил, а также
своего рода «культуры отношений» между бизнесом и властью». <...> Продвижение интересов
коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей
в органах государственной власти и местного самоуправления,
влияние на государственную и
муниципальную власть в целях
принятия необходимых для развития бизнеса решений или, так
называемый «лоббизм», носят в
нашей стране нецивилизованный
характер и «зачастую сводятся к
коррупции, взяткам и откатам». <...> Представление об эффективности неформальных связей как
наиболее доступного и эффек*
Концепция разработана в 2009
году исследовательской группой российского отделения ассоциации под
руководством Павла Морозова (Независимый институт изучения новой
экономики). <...> Главным
залогом успеха лоббистских усилий является наличие прямых
связей с представителями властных структур, а объектом усилий
остается обеспечение доступа к
государственным ресурсам. <...> Однако их деятельность никоим образом не фиксируется и не документируется. <...> При этом действующее российское законодательство содержит отдельные нормы и положения (см. Главу II), косвенным
образом связанные с продвижением интересов коммерческих
структур в органах власти, но в
целом этот институт остался непризнанным и неурегулированным в отечественной системе
права. <...> Проблема <...>
Концепция_правового_регулирования_лоббистской_деятельности_в_Российской_Федерации.pdf
КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЛОББИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ БИЗНЕС-КОММУНИКАТОРОВ*
O ВВЕДЕНИЕ
*Важным условием эффективного
развития российской
экономики, модернизации страны,
а также успешной борьбы с
коррупцией и организованной
преступностью является
выстраивание
цивилизованных отношений
между хозяйствующими
субъектами и органами публичной
власти. В ходе проведенного
российским отделением IABC исследования
«Лоббизм и GR в современной
России» представители
экспертного сообщества неоднократно
обращали внимание на
отсутствие «установленных норм
и общепринятых правил, а также
своего рода «культуры отношений»
между бизнесом и властью».
Продвижение интересов
коммерческих организаций и индивидуальных
предпринимателей
в органах государственной власти
и местного самоуправления,
влияние на государственную и
муниципальную власть в целях
принятия необходимых для развития
бизнеса решений или, так
называемый «лоббизм», носят в
нашей стране нецивилизованный
характер и «зачастую сводятся к
коррупции, взяткам и откатам».
Представление об эффективности
неформальных связей как
наиболее доступного и эффек*
Концепция разработана в 2009
году исследовательской группой российского
отделения ассоциации под
руководством Павла Морозова (Независимый
институт изучения новой
экономики). Редакция журнала благодарит
Татьяну Ольховую, исполнительного
директора IABC/Russia
(www.iabcrussia.ru) за предоставленный
текст концепции.
тивного способа достижения целей
глубоко укоренилось в российской
ментальности. Главным
залогом успеха лоббистских усилий
является наличие прямых
связей с представителями властных
структур, а объектом усилий
остается обеспечение доступа к
государственным ресурсам. Различные
форматы такого рода отношений
составляют основу
масштабной «теневой экономики»
государства.
Участники такого рода отношений
крайне заинтересованы в
том, чтобы их круг оставался по
возможности узким, а «правила
игры» – максимально непрозрачными.
Сегодня в России активны
индивидуальные, корпоративные
и региональные лоббисты. Однако
их деятельность никоим образом
не фиксируется и не документируется.
При
этом действующее российское
законодательство содержит
отдельные нормы и положения
косвенным
образом
связанные с продвижением
интересов коммерческих
структур в органах власти, но в
целом этот институт остался непризнанным
и неурегулированным
в отечественной системе
права.
Проблема разработки соответствующего
закона поднималась
еще в ходе работы Верховного
Совета СССР последнего созыва,
но реальная работа по подготовке
проекта началась в Верховном
Совете РСФСР (под руководством
В. И. Жигулина и В. И. Новикова).
В мае 1993 г. была проведена
научно-практическая
конференция,
посвященная лоббизму
и его месту в общественнополитической
жизни, собравшая
законодателей,
политологов,
экономистов и юристов, знакомых
с западным опытом, представителей
исполнительной власти,
групп интересов (в основном
бизнеса), а также отдельных западных
исследователей. По итогам
конференции была создана
рабочая группа по подготовке законопроекта
на базе уже имевшихся
трех авторских вариантов.
Работа была продолжена в Госдуме
РФ 1 созыва при активном
участии депутата В. А. Лепехина,
который добился внесения вопроса
о разработке закона о регулировании
лоббистской деятельности
в план законопроектных
работ. В Комитете по делам
общественных объединений и
религиозных организаций был
подготовлен первый вариант законопроекта,
а затем проведен
Круглый стол по его обсуждению.
При обсуждении законопроекта
участниками «круглого стола»
были внесены предложения по
совершенствованию концепции
данного проекта закона. В частности,
подверглись критике статьи
законопроекта, где допускалась
возможность толкования положений
данного законопроекта
таким образом, что лоббистская
деятельность может осуществляться
в судебных органах. Такое
двусмысленное толкование, конечно,
никого не устроило и могло
на практике привести к давлению
на судей.
Существенным
представленного законопроекта
являлось также отсутствие в нем
положений об осуществлении
лоббистской деятельности в законодательных
(представитель
Международная ассоциация… КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОББИСТКОЙ … 1
пробелом
(
см
. Г
л
ав
у II)
,
Стр.1