АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.1
ЭКОНОМИКА КОРРУПЦИИ
ФОНД ИНДЕМ
O 1§3.1. КОРРУПЦИЯ И
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ2
Исследование коррупции выходит
далеко за рамки изучения
разрозненных эпизодов, получающих
известность благодаря
прессе, и требует ответа на самые
фундаментальные вопросы
политической экономии современного
общества.
В обществе, очевидно, не существует
единого метода распределения
ресурсов. Товары
или услуги могут распределяться
в рамках рыночной системы, в которой
за данность принимаются
резкие различия в уровне доходов;
демократической политической
системы, где признается
формальное равенство голосов
всех избирателей; административной
системы; системы, основанной
на неком стандарте «ценности»
или путем случайного выбора.
Широко распространены
смешанные распределительные
механизмы, не подпадающие под
простые определения и сочетаю1
Продолжение. Начало см. в №36
2009 г.
2 Приведенные в параграфах 3.13.5
материалы и ссылки на конкретные
исследования и модели, упомянутые
в этих разделах, можно найти в
следующих обзорных работах:
Research on Corruption: a Policy Oriented
Survey// NOARD, Dec. 2000.
Measuring
Governance, Corruption, and State
Capture// World Bank Policy Research
WP#2444, Sep. 2000.
An Empirical Investigation
of Bribery in International Trade//
Transparency International WP, Berlin,
1999
щие рыночные и нерыночные
черты. Необходимо исследовать,
каким образом богатство и рыночные
силы воздействуют на тот
из них, который выбран обществом
из всего этого разнообразия.
Так, эффект от политических решений,
которые принимаются на
основе предпочтений большинства,
может подрываться распространением
нелегальных рынков;
законодательные решения могут
«продаваться» тому, кто предложил
наивысшую цену, и чем сильнее
рыночные факторы, тем менее
жизнеспособной будет смешанная
система. Главный вопрос
заключается в том, способно ли
демократическое правительство
сдержать давление этих факторов:
в какой степени стабильное
функционирование смешанной
системы требует, чтобы участники
политического процесса придерживались
демократических
идеалов,
даже если это может
быть невыгодно для них?
Коррупция не только выявляет
противоречие между рыночными
механизмами и процессами голосования,
но и требует обратить
внимание на проблемы распределения
ресурсов, возникающие
в присутствии крупных организаций,
как в частном, так и в государственном
секторе. Делегирование
принятия решений является
фундаментальным организационным
приемом, как в сложных
современных обществах, так и в
слаборазвитых государствах. Но
когда агент получает право действовать
на свое усмотрение,
коррупция открывает путь к тому,
что цели его принципала достигаются
в недостаточной степени
(см. Гл. 1). Главный вопрос здесь:
требует ли реалистичная модель
стабильной современной экономики
наличия агентов, которые
ценят честность, даже если их
высокие моральные качества не
вознаграждаются нанимателями?
Для исследования указанных
вопросов необходимо сочетание
различных традиций – экономикотеоретической
и политико-экономической.
Очевидно, что поведение,
ориентированное на максимизацию
прибыли, которое всегда
находится в центре внимания экономистов,
имеет непосредственное
отношение к изучению коррупции.
Не менее очевидно, что стандартные
техники анализа частных
рынков не адекватны проблеме. Ни
решения политиков продавать голоса
за взятки, ни связи коррумпированных
бюрократов с политиками
и группами интересов не могут
трактоваться как простые расширения
задачи максимизации прибыли
частным предпринимателем,
поскольку политики и бюрократы
действуют в своем, отличном от
конкурентного рынка институциональном
окружении.
Стандартные политологические
подходы также не дают
удовлетворительных результатов.
С одной стороны, формальные
попытки моделировать политическое
поведение обычно предполагают,
что политики просто
стремятся максимизировать вероятность
переизбрания, но это
слабо помогает понять, как они
определяют цену голосов. С другой
стороны, менее формальные
теории признают наличие у политиков
самых разнообразных целей,
но не могут описать, каким
образом осуществляется выбор
между ними.
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИКА КОРРУПЦИИ
77
And
v
i
g J
. C
He
., F
j
e
l
dstad O
.
D
. and S
ll
man J
.
S
c
ha
., J
n
ke
r
H
. a
t a
ll.
ones G
ma
n M
.
., Kau
f
man
n
L
ambs
d
o
r
f
J
.
G
.
Стр.1