ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К
ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ:
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Федеральный
закон
от
21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд» действует
вот уже 3 года. <...> Национальный институт системных исследований проблем
предпринимательства
также
включается в дискуссию по вопросам совершенствования законодательства о государственном
и муниципальном заказе и начинает серию публикаций, посвященных возможным решениям
накопленных в этой сфере противоречий. <...> Уже стал общим местом тезис
о том, что основополагающей
функцией государственного и муниципального заказа является
стимулирующая функция. <...> Во многих странах государственные и муниципальные заказы используются как
средство
поддержки
малого
предпринимательства. <...> Именно некоторым вопросам
поддержки малого бизнеса с по-
56
ЛОББИСТ ¨ 2010 ¨ №1
мощью государственных и муниципальных заказов и посвящена
наша первая публикация. <...> O ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
Особенности участия субъектов малого предпринимательства
в размещении заказа регулируются статьей 15 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». <...> В соответствии с указанной
статьей государственные и муниципальные заказчики обязаны от
10 до 20 процентов общего годового объема поставок, товаров,
выполнения работ, оказания услуг размещать у субъектов малого предпринимательства. <...> Указанный диапазон квоты государственный контрактов не применяется в случае размещения заказа
для нужд обороны страны и безопасности государства. <...> Необходимо отметить, что
обязанность размещения определенной доли заказов у субъектов малого предпринимательства
была распространена на муниципальных заказчиков лишь в 2009 <...>
Проблемы_доступа_малых_предприятий_к_государственным_и_муниципальным_заказам_законодательство_и_реальная_практика.pdf
ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К
ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ:
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Федеральный
закон
от
21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных
нужд» действует
вот уже 3 года. С момента вступления
в силу закон претерпел более
10 редакций. Инициативы по
дальнейшей доработке закона и
приведению его в соответствие с
потребностями практики продолжают
поступать от самых разнообразных
лиц и организаций.
Национальный институт системных
исследований проблем
предпринимательства
также
включается в дискуссию по вопросам
совершенствования законодательства
о государственном
и муниципальном заказе и начинает
серию публикаций, посвященных
возможным решениям
накопленных в этой сфере противоречий.
Уже
стал общим местом тезис
о том, что основополагающей
функцией государственного и муниципального
заказа является
стимулирующая функция. Через
заказ стимулируются определенные
отрасли хозяйства, обеспечивается
проведение научных
разработок в индустрии высоких
технологий, внедряются новые
технологии в наукоемких отраслях,
обеспечивается ценовая политика
и управление материальными
потоками, а также создаются
новые рынки. Во многих странах
государственные и муниципальные
заказы используются как
средство
поддержки малого
предпринимательства.
Именно некоторым вопросам
поддержки малого бизнеса с по56
ЛОББИСТ
¨ 2010 ¨ №1
мощью государственных и муниципальных
заказов и посвящена
наша первая публикация.
O ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
Особенности участия субъектов
малого предпринимательства
в размещении заказа регулируются
статьей 15 Федерального закона
«О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд».
В соответствии с указанной
статьей государственные и муниципальные
заказчики обязаны от
10 до 20 процентов общего годового
объема поставок, товаров,
выполнения работ, оказания услуг
размещать у субъектов малого
предпринимательства. Указанный
диапазон квоты государственный
контрактов не применяется
в случае размещения заказа
для нужд обороны страны и безопасности
государства.
Необходимо отметить, что
обязанность размещения определенной
доли заказов у субъектов
малого предпринимательства
была распространена на муниципальных
заказчиков лишь в 2009
году.
Этой же статьей регулируются
начальная (максимальная) цена
контракта (цена лота) при размещении
заказа. Ранее эта цена
варьировалась в пределах от 2 (в
случае оказания услуг) до 3 млн.
рублей (в случае поставки товаров,
выполнения работ). С 2009
года Постановлением Правительства
РФ размер лотов для субъектов
малого предпринимательства
был увеличен в пять раз с 3
млн. до 15 млн. рублей.
Размещение заказов у субъектов
малого предпринимательства
осуществляется в соответствии с
перечнем товаров, работ, услуг,
установленным Правительством
РФ. В 2009 году данный перечень
был существенно расширен, в него
был включен широкий перечень
дополнительных позиций.
Кризисные явления в экономике
России стали дополнительным
катализатором расширения
участия малого бизнеса в государственных
закупках. Государственный
заказ на всех уровнях
власти был назван одной из приоритетных
антикризисных мер
поддержки предпринимательского
сектора. В связи с этим значительно
увеличились предполагаемые
объемы размещения заказов
у субъектов малого предпринимательства.
Как сообщила
в своем выступлении на открытии
Форума-выставки
«Госзаказ2009»
заместитель министра экономического
развития А.В. Попова,
«объем госзаказа в 2009 году
составит 4 триллиона рублей с
учетом оборонзаказа, при этом
объем государственных закупок у
предприятий малого бизнеса составит
800 миллиардов рублей».
Как следствие, в 2009 году количество
субъектов малого предпринимательства,
участвующих в
государственных закупках, увеличилось
многократно.
Тем не менее несмотря на отмеченные
благоприятные тенденции
в части поддержки малого
предпринимательства посредством
государственного заказа,
существуют вопросы, которые на
данный момент остаются без ответа.
Остановимся на некоторых
их них.
Игроки – бизнес
Стр.1