РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩИХ
ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М. ШАЙХУЛЛИН*
*Важным направлением совершенствования
законодательной
деятельности органов государственной
власти является актуализация
общественного мнения
по вопросам, связанным с участием
граждан в законотворчестве
и правотворчестве. С другой стороны,
формирование институтов
государства и гражданского общества,
способных обслуживать
не только частные, государственно-корпоративные
интересы, но и
общественные обусловило необходимость
поиска наиболее эффективных
моделей организации
общественной экспертизы законов
и правовых актов, органов государственной
власти и местного
самоуправления.
Издание нормативных актов
управления, противоречащих требованиям
федеральных законов
и законов субъектов РФ, приводит
к масштабным нарушениям
прав и законных интересов граждан
и их объединений, предприятий
и учреждений нижестоящих
органов государственной власти
и органов местного самоуправления,
провоцирует многочисленные
судебные разбирательства,
подрывает авторитет государственной
власти и уважение к закону1.
Поэтому общественная экспертиза
правовых актов Общест*
Шайхуллин М.С. к.ю.н. профессор
кафедры адвокатуры Юридического
института Академии ВЭГУ
г. Уфа.
1 Гулягин А.Ю., Князев С.Д.
Обеспечение законности нормативных
правовых актов управления, издаваемых
в субъектах Российской
Федерации // Правоведение. 2006.
№6. - С. 6.
92
ЛОББИСТ ¨ 2009 ¨ №6
венной палатой Российской Федерации
еще один шаг в обеспечении
законности и правопорядка
в государстве с развивающейся
демократией.
В идеале именно общественное
мнение должно служить источником
формирования конкретных
норм принимаемых законов.
При этом правосознание граждан
и депутатов призвано выполнять
связующую роль между общественным
мнением и правом, поскольку
без этого невозможно
создание эффективных законов,
так как все экономические и социальные
факторы должны принимать
форму «юридического мотива»
правовых требований2.
Вместе с этим, необходимо
отметить, что если законодатель
инициирует вовлечение общественности
в работу высших органов
государственной власти, то
это вовсе не означает, что участие
общественности в законотворческой
и правотворческой
деятельности органов государственной
власти может расцениваться
как выполнение подобного
рода работ. Скорее всего, оно
сведено к формальному участию
граждан (в том числе пользующихся
политическим авторитетом
и имеющих заслуги перед государством)
в работу по экспертизе
правовых актов.
Это и многое другое, наталкивает
нас на рассмотрение вопроса,
связанного с формированием
общих принципов организации
2 Поленина С.В. Законотворчество
в Российской Федерации. Институт
государства и права РАН, М.,
1996. С. 159.
общественной экспертизы правовых
актов Общественными палатами
субъектов Российской Федерации.
По мнению А.М. Цалиева,
если на федеральном уровне
принят нормативный правовой
акт, то на региональном уровне в
аналогичном документе следует
только заполнить неурегулированные
«правовые законы»,
опуская общие положения, понятия,
принципы регулирования3.
Дело в том, что в правовом регулировании
деятельности Общественной
палаты в Российской
Федерации часто нормы носят
декларативный характер, при
этом наличествуют императивные
нормы. Однако одно дело
наличие в законе императивных
норм, другое формирование общих
принципов, в соответствии с
которыми эти нормы будут реализовываться.
При
формировании правового
регулирования, организации и
деятельности субъектов общественной
экспертизы правовых актов
законодатели субъектов РФ,
на наш взгляд, должны учитывать
то, что правовая экспертиза может
проводиться в условиях уяснения
потребностей и интересов
граждан Российской Федерации,
что прямо вытекает из ст.1 ФЗ-32
«Об Общественной палате Российской
Федерации».
Таким образом, общественная
экспертиза правовых актов, может
вставать в прямую зависимость
от структуры самой обще3
Цалиев А.М. Правовые акты
субъектов РФ - важная составляющая
законодательной базы Российской
Федерации // Журнал российского
права, 2001. №6. С.28.
Методы игры
Стр.1