Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Прослушка: бизнес и ничего личного (66,00 руб.)

0   0
Первый авторСолдатов
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц4
ID173767
Аннотация«… Битва общественности против неконтролируемой прослушки проиграна… Она проиграна, потому что бизнес никак не заинтересован в демократии и гражданском обществе…», – считает автор.
Солдатов, А. Прослушка: бизнес и ничего личного : статья / А. Солдатов .— Лоббист №4 .— : Институт муниципального управления, 2009 .— 4 с. — С.65-68 .— URL: https://rucont.ru/efd/173767 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Две новости за месяц о прослушке – приказ Минсвязи о перехвате почтовых сообщений и призыв что-то сделать со Skype от лица российских операторов – достаточно хорошо иллюстрируют две вещи. <...> Во-первых, битва общественности против неконтролируемой прослушки проиграна и проиграна не сегодня. <...> 6 июля Минюст зарегистрировал приказ Министерства связи и массовых коммуникаций N65 «Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий», который устанавливает, какие условия должны создать спецслужбам для прослушки операторы почтовой связи (включая спецпомещение и т.п.) <...> За год до этого, в феврале 2008 года Минсвязи выпустил приказ №6, регламентирующий процедуру предоставления спецслужбам доступа к переговорам и переписке абонентов сетей электросвязи (включая Интернет), в котором тоже нет ни слова о суде. <...> Согласно приказу №6, операторы 16 видов услуг связи (дальняя связь, мобильная, фиксированная, Интернет и т.д.) обязаны обеспечить спецслужбы возможностью дистанционного мониторинга информации, причем в режиме реального времени. <...> Операторы должны установить спецоборудование и, как и сейчас в случае с почтой, выделить «специальное технологическое помещение», куда будет запрещен доступ сотрудникам оператора. <...> Так что судебное постановление,   которое по закону должны получать спецслужбы на прослушку каждого нового абонента, теперь просто некому показывать. <...> Между тем, десять лет назад Рунет был переполнен антисормовскими баннерами, в суды шли иски от операторов, и Верховный суд отменял пункты приказов Минсвязи. <...> Возмущение СОРМом (Системой Оперативно-розыскных мероприятий) со стороны провайдеров десять лет назад объяснялось не их гражданской позицией или нежеланием участвовать в создании «большого брата» и проч., а одним немаловажным пунктом в провайдерской лицензии, который обязывал провайдера поставить оборудование СОРМ (достаточно недешевое <...>
Прослушка_бизнес_и_ничего_личного.pdf
ПРОСЛУШКА: БИЗНЕС И НИЧЕГО ЛИЧНОГО А. СОЛДАТОВ Две новости за месяц о прослушке – приказ Минсвязи о перехвате почтовых сообщений и призыв что-то сделать со Skype от лица российских операторов – достаточно хорошо иллюстрируют две вещи. Во-первых, битва общественности против неконтролируемой прослушки проиграна и проиграна не сегодня. Во-вторых, она проиграна, потому что бизнес никак не заинтересован в демократии и гражданском обществе. 6 июля Минюст зарегистрировал приказ Министерства связи и массовых коммуникаций N65 «Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий», который устанавливает, какие условия должны создать спецслужбам для прослушки операторы почтовой связи (включая спецпомещение и т.п.). В тексте ни разу не упоминается суд, что не случайно. За год до этого, в феврале 2008 года Минсвязи выпустил приказ №6, регламентирующий процедуру предоставления спецслужбам доступа к переговорам и переписке абонентов сетей электросвязи (включая Интернет), в котором тоже нет ни слова о суде. Согласно приказу №6, операторы 16 видов услуг связи (дальняя связь, мобильная, фиксированная, Интернет и т.д.) обязаны обеспечить спецслужбы возможностью дистанционного мониторинга информации, причем в режиме реального времени. Операторы должны установить спецоборудование и, как и сейчас в случае с почтой, выделить «специальное технологическое помещение», куда будет запрещен доступ сотрудникам оператора. Так что судебное постановление,   которое по закону должны получать спецслужбы на прослушку каждого нового абонента, теперь просто некому показывать. Как год назад, так и сейчас нет и следа или попытки организации общественной кампании против неконтролируемой прослушки. Между тем, десять лет назад Рунет был переполнен антисормовскими баннерами, в суды шли иски от операторов, и Верховный суд отменял пункты приказов Минсвязи. Однако в изменении положения вещей виноваты не Путин, Медведев или ФСБ. Это имеет вполне очевидное, в данном случае материальное, объяснение. Возмущение СОРМом (Системой Оперативно-розыскных мероприятий) со стороны провайдеров десять лет назад объяснялось не их гражданской позицией или нежеланием участвовать в создании «большого брата» и проч., а одним немаловажным пунктом в провайдерской лицензии, который обязывал провайдера поставить оборудование СОРМ (достаточно недешевое) за свой счет. Поэтому больше всего СОРМом возмущались владельцы небольших частных компаний интернет-провайдеров, созданных на «голом месте». Бывшие ниишники плохо понимали, почему они должны платить за прослушку. Крупные провайдеры молчали по двум причинам: затраты на СОРМ не были для них столь неподъемны, кроме того, многие из них образовались как совместные предприятия при городских телефонных сетях или госпровайдерах (МТУ-Интел, Комстар, Спринт и т.д.), где всегда работали государственно ориентированные чиновники, поэтому конфликта интересов со спецслужбами у них возникнуть не могло. Кроме того, провайдеры никогда не возмущались тем, что ФСБ и МВД имеют бесконтрольный доступ к их сетям. Более того, провайдеры совсем не стремились видеть то самое судебное решение, на основании которого проводятся ОРМ: увидев такое решение, провайдер теоретически может считаться допущенным к государственной тайне (к которой относится информация в области ОРД, статья 5 пункт 4 Закона о гостайне) со всеми вытекающими ограничениями. Не представитель провайдера, а журналист Павел Нетупский подал жалобу в Верховный суд, в результате чего было отменено то самое последнее предложение пункта 2.6 приказа Минсвязи от 25 июля 2000 г. №130: «информация об абонентах, в отношении которых проводятся оперативнорозыскные мероприятия, а также решения, на основании которых проводятся указанные мероприятия, операторам связи не предоставляются» (этот временный выигрыш был сведен на нет вышеупомянутым приказом №6). В 1998 году известный либеральный экономист Анатолий Левенчук, главный организатор кампании против СОРМ, написал статью «Молчание провайдеров», где объяснял их пассивность «экономической малостью» и «политической невлиятельностью». Прошло десять лет, провайдеры переросли свою малость, и, судя по прошлой неделе, эти подросшие провайдеры решили и проблему политической невлиятельности. Не Федеральная служба безопасности и не Министерство связи, а операторы «Мегафон» и «ТрансА. Солдатов. ПРОСЛУШКА: БИЗНЕС И НИЧЕГО ЛИЧНОГО 65
Стр.1