ПРОСЛУШКА:
БИЗНЕС И НИЧЕГО ЛИЧНОГО
А. СОЛДАТОВ
Две новости за месяц о прослушке
– приказ Минсвязи о перехвате
почтовых сообщений и призыв
что-то сделать со Skype от лица
российских операторов – достаточно
хорошо иллюстрируют
две вещи. Во-первых, битва общественности
против неконтролируемой
прослушки проиграна и
проиграна не сегодня. Во-вторых,
она проиграна, потому что бизнес
никак не заинтересован в демократии
и гражданском обществе.
6 июля Минюст зарегистрировал
приказ Министерства связи и
массовых коммуникаций N65 «Об
утверждении Требований к сетям
и средствам почтовой связи для
проведения оперативно-розыскных
мероприятий», который устанавливает,
какие условия должны
создать спецслужбам для прослушки
операторы почтовой связи
(включая спецпомещение и
т.п.). В тексте ни разу не упоминается
суд, что не случайно. За
год до этого, в феврале 2008 года
Минсвязи выпустил приказ №6,
регламентирующий процедуру
предоставления
спецслужбам
доступа к переговорам и переписке
абонентов сетей электросвязи
(включая Интернет), в котором
тоже нет ни слова о суде.
Согласно приказу №6, операторы
16 видов услуг связи (дальняя
связь, мобильная, фиксированная,
Интернет и т.д.) обязаны
обеспечить спецслужбы возможностью
дистанционного мониторинга
информации, причем в режиме
реального времени. Операторы
должны установить спецоборудование
и, как и сейчас в
случае с почтой, выделить «специальное
технологическое помещение»,
куда будет запрещен
доступ сотрудникам оператора.
Так что судебное постановление,
которое по закону должны получать
спецслужбы на прослушку
каждого нового абонента, теперь
просто некому показывать.
Как год назад, так и сейчас
нет и следа или попытки организации
общественной кампании
против неконтролируемой прослушки.
Между тем, десять лет
назад Рунет был переполнен антисормовскими
баннерами, в суды
шли иски от операторов, и
Верховный суд отменял пункты
приказов Минсвязи.
Однако в изменении положения
вещей виноваты не Путин,
Медведев или ФСБ. Это имеет
вполне очевидное, в данном случае
материальное, объяснение.
Возмущение СОРМом (Системой
Оперативно-розыскных мероприятий)
со стороны провайдеров
десять лет назад объяснялось не
их гражданской позицией или нежеланием
участвовать в создании
«большого брата» и проч., а одним
немаловажным пунктом в провайдерской
лицензии, который обязывал
провайдера поставить оборудование
СОРМ (достаточно недешевое)
за свой счет.
Поэтому больше всего СОРМом
возмущались владельцы небольших
частных компаний интернет-провайдеров,
созданных
на «голом месте». Бывшие ниишники
плохо понимали, почему они
должны платить за прослушку.
Крупные провайдеры молчали
по двум причинам: затраты на
СОРМ не были для них столь неподъемны,
кроме того, многие из
них образовались как совместные
предприятия при городских
телефонных сетях или госпровайдерах
(МТУ-Интел, Комстар,
Спринт и т.д.), где всегда работали
государственно ориентированные
чиновники, поэтому конфликта
интересов со спецслужбами
у них возникнуть не могло.
Кроме того, провайдеры никогда
не возмущались тем, что ФСБ
и МВД имеют бесконтрольный
доступ к их сетям. Более того,
провайдеры совсем не стремились
видеть то самое судебное
решение, на основании которого
проводятся ОРМ: увидев такое
решение, провайдер теоретически
может считаться допущенным
к государственной тайне (к которой
относится информация в области
ОРД, статья 5 пункт 4 Закона
о гостайне) со всеми вытекающими
ограничениями. Не
представитель провайдера, а
журналист Павел Нетупский подал
жалобу в Верховный суд, в
результате чего было отменено
то самое последнее предложение
пункта 2.6 приказа Минсвязи от
25 июля 2000 г. №130: «информация
об абонентах, в отношении
которых проводятся оперативнорозыскные
мероприятия, а также
решения, на основании которых
проводятся указанные мероприятия,
операторам связи не предоставляются»
(этот временный выигрыш
был сведен на нет вышеупомянутым
приказом №6).
В 1998 году известный либеральный
экономист Анатолий Левенчук,
главный организатор кампании
против СОРМ, написал статью
«Молчание провайдеров», где
объяснял их пассивность «экономической
малостью» и «политической
невлиятельностью». Прошло
десять лет, провайдеры переросли
свою малость, и, судя по прошлой
неделе, эти подросшие провайдеры
решили и проблему политической
невлиятельности.
Не Федеральная служба безопасности
и не Министерство связи,
а операторы «Мегафон» и «ТрансА.
Солдатов. ПРОСЛУШКА: БИЗНЕС И НИЧЕГО ЛИЧНОГО
65
Стр.1