СИСТЕМА
НЕОФИЦИАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
И. МУНТЯНУ, Т. ЛАРЮШИНА, В. ИОНИЦЭ1
I. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ БИЗНЕСОМ
И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В МОЛДОВЕ
O 1.1. «НЕОФИЦИАЛЬНОЕ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»:
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И БИЗНЕСОМ
Настоящее исследование рассматривает
структуру частногосударственных
отношений в
Молдове в контексте проводимой
политики дерегулирования, ее
восприятия предпринимателями и
того воздействия, которое «неформальные»
правила оказывают
на рост экономики в целом.
Исследование ставило перед собой
цель выявить «позиционные
роли» предпринимателей и чиновников
в отношениях между
ними на примере всевозможных
выплат в виде пожертвований и
помощи, помимо официально выплачиваемых
налогов.1
Мы опирались на самые различные
данные: статистические,
1 Авторы:
– Исполнительный
директор Института Развития
и Социальных Инициатив (ИРСИ)
«Вииторул». Эксперт в области права
и политических наук;
– Доктор экономических наук,
преподаватель в Академии Экономических
наук. Лидер Центра Экономических
политик ИРСИ «Вииторул»;
–
Доктор
экономических наук, преподователь в
Университете Гуманитарных Наук.
Старший экономический эксперт
Центра Экономических Политик ИРСИ
«Вииторул». Координатор программ
по мониторингу и анализу публичных
политик.
аналитические, научные и субъективные.
Качественное измерение
восприятия деловой среды
проводилось в период с июня по
декабрь 2006 г. Вопросы в ходе
фокусирования группе и индивидуальных
интервью формулировались
для оценки институциональной
среды и политики регулирования,
определения отношений
между представителями власти
и предпринимателями, а также
условий необходимых для
формирования частно-государственного
партнерства в РМ.
Неизученность неформального
сектора национальной экономики
в РМ, отсутствие достоверных
данных для определения
уровня сотрудничества и форм
взаимодействия между представителями
власти и бизнеса в условиях
переходной экономики,
требуют с самого начала уточнить
некоторые понятия и определения.
Так,
в данном исследовании
под «неформальной экономикой»
понимается любая хозяйственная
деятельность вне налогового и
статистического учета. Под «системой
неофициального налогообложения»
мы понимаем комплекс
неформальных правил, в
той или иной степени, приемлемых
как для представителей власти,
так и для предпринимателей,
с помощью которых осуществляется
сбор финансовых и материальных
ресурсов для специфических
интересов власти. Под «властью»
мы понимаем структуру, наделенную,
(1) публичными функциями,
что с экономической точки
зрения означает выполнение
обязанностей гаранта «правил
игры» и производителя общественных
благ и (2) правом на принятие
обязательных для других
субъектов хозяйствования решений
и легальными полномочиями
по контролю за их исполнением.
Неоинституциональная
теория
номическая
(Krouz R,
1993; Williamson O.,1996; North D,
1997) относит
к одной из категорий
транзакционных издержек2. Неофициальное
налогообложение
возникает в тот момент, когда определенные
участники институционального
процесса, в первую
очередь представители власти,
чей мандат как гаранта соблюдения
«правил игры» состоит в предоставлении
общественных услуг
и обеспечении законодательного
и экономического исполнения
обязательств, нарушают этот
мандат, превышая установленные
законом обязательства и,
тем самым искажают правила игры,
установленные в экономике.
Мы также принимали во внимание
исследования, изучающие
особенности посткоммунистических
трансформаций (North D.,
2004; Stiglitz, 2004, 2006; Радаев В.,
2005; Roderic, 1999; de Melo M.,
1995) и стремились учитывать их
2 Транзакционные издержки представляют
собой издержки, связанные
с входом на рынок и выходом с рынка,
доступом к ресурсам, передачей,
спецификацией и защитой прав собственности,
заключением и обслуживанием
деловых отношений.
И. Мунтяну, Т. Ларюшина, В. Ионицэ. СИСТЕМА НЕОФИЦИАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 87
эконе
в
ы
платы
о
фиц
и
ал
ьн
ы
е
И
г
о
р
ь
М
ун
т
я
ну
В
я
ч
ес
л
а
в
И
о
н
и
цэ
Та
т
ь
я
н
а
Лар
ю
ш
и
на
И
:с //
h
т
оw
p
ч
tt
ни
к c
ww
.
пуipe.ru/upl
л
б
икации:
oa
d/phpk
r
j
NHB
.pdf
Стр.1