ПРОЦЕССЫ АКТИВИЗАЦИИ
И СОЛИДАРИЗАЦИИ В РАБОЧЕЙ СРЕДЕ
НА ПРИМЕРЕ ЗАВОДА «ФОРД»1
К. КЛЕМАН2
O ОТНОШЕНИЕ
К «ШТРЕЙКБРЕЙХЕРАМ»
Открытость и демократичность,
отмеченные уже по поводу
метода голосования, выражаются
еще и в отношении к т.н. штрейкбрейхерам,
т.е. к тем, кто не
участвовал в забастовке.12
Члены профкома четко делят
неучастников на тех, кто не мог
по объективным причинам, и на
тех, кто не хотел из-за индивидуального
или корыстного интереса.
Долго
рассуждает по этому
поводу один из них:
Во время забастовки борьба
велась за каждую душу: начальство
обзванивало, угрожало и
обещало, чтобы люди вернулись
на работу; профком обзванивал,
поощрял, давил на совесть и призывал
к солидарности. Постоянные
утренние пикеты имели также
цель сопровождать людей,
шедших на работу:
Понятно, что с
не бастующими отношения намного
более терпеливое (многие
их даже жалеют, потому что у них
), но интервью
показывают, что толерантное
отношение не ограничилось
ими.
Фрагменты из одного интервью:
–
Интервьюер:
– Член профкома:
ботники подрядной организации,
либо вновь прибывшие на завод.
Если вторые говорили о том, что,
да, что-то слышали о профсоюзе
и забастовке, но не успели еще
вникнуть, то первые однозначно
заявляли, что им совершенно
нельзя бастовать:
1 Продолжение. Начало см. в «Лоббисте»
№3-2008 (
).
2 Карин Клеман – научный сотрудник
Института социологии РАН, директор
Института «Коллективное Действие».
60
ЛОББИСТ ¨ 2008 ¨ №4
– Интервьюер:
Слова респондентов подтверждаются
данными исследования,
где единственные работники,
заявившие о том, что не участвовали
в забастовке, были либо ра
–
Член профкома:
Игроки – граждане
«
и с
м
овь в заба
н
е
ли ь л в с т «Фор ьд ( , о д
р
о, п товкым про и
оэто
Ес ь ргате
т н
ват – ве ы е
неи
а ь
д
н
м
у
д х, и а чу »
ю е ,
и, к их гла д
с я ь н
с
в
ха н
Такито н т
е
почли
рой, тр получат
-
ж н гр
с м нтоят ои. с
ол с
ща ж товк
заба
ь р
д
брор
ео е е с
рабочи м при
н
х дн ,
м
е
н
о а
к н то не в
с
рок
прон
М с и
рая
учаза кати, ис ж ли и нт и что ж
к которой ш с е не н
г
и ю т рбота вообщга, о
а ия
с е из н
о твус
из
-
пе р н
ыгоа
т
ря,
м
н т, н н
юя,
Это юе аути и у им н
р
л с ич к
что
ы
,
д с
пото
с
че
с
е
л – юи е и жмин
о фир
т хо н
о зяли б
и
т в забаих говс с а и
го т ор с
ыя м ор д ит
р а ко а д н е
– а ыили ы н
с
этосс е
на. Ес и иа ь н с я, и
е
м
о
рили
, что не
о т с нн
ь
о
а работу
.
ьн
о ко е убо гово- атовкр
е
тол Втон
п
ь
ко
, г
ка.н т
о кт с
ики
.
щи р б
н
д с ки ут,
ю ор е а е
ее
то
н
ои
с де ут-у,
и тка д
правл
м
что позво ка
ь и я,
л м с
работ еки к н
елов
ч
(
Для этого емд
чи
т
пово – т
ров
…
) Д
д р , ко
овуга
е
ачаикаляас м бол ну вообщ те р ен
и ь
с н о т,
ж
н я ча у
е
н с ж
у н
а т н
м
о, ь ш
И
с
т
о
ч
ник
:
ы д
о в ю
е
н ь м тат огл
и
« н
л
т олое
,
Штр дл и
е ыеье
о
йдкя
а
е
ме учау о с то пл а
отор позиция
н твоват д
х
и отказа- е.
ь
с
ик лау
о
о т
н ж ес ) вто.
е
м горбу.
– ж н е
е ряи а пр не
д
ь
е е у то жеий получит
й
д то ом с хоть и б
с
ь о с евойвоил
Кто
-
т е учат
ь п
запугали.юд
е
ы
е
во вр лруге с
на д ы
д р
шку
д
овал».
ми.го оо в
н
я з
раз н ,
разр
я
м какуи товари-я в
то
е
ю
-
олучит тс е
То ба
твоват
оял
е с то
а
с товки,
ь
кого
-
дКопор
д
дго
о е а е сы в щ не
с а
д е пза. У н са я,
р рж еат дь (
прия
е
у с н н
проф – у
ю
, – это разь
р
. Кого
-
с т
кто т
про
с
и и
н
т
о
У не б ры е
е
аботал хов
гоЕс
о
«
н
заба
равит
м
е лиы оч т
это б [и
лоя
ло, а кто
-
сы пр
ы то
с
е
н
см . щад
и е е о
нлов обр,
и м
ь…и] Как б об
ее
н я в ви
Да,
в
с я, е
при
л
еувол
н
ь
ы
н
е
и
не
платят и не платят
с ля и в а
д я. ля
ни е
и
яй
,
а, Вотм
т
е
какая
д
я
забат с с у ба
и
с , н с д ы иН
товку
)
с
ь про е н ,
я
е ов о б ше-е н м
товка у у е
е ем д »р ;
!
т у н уит
е
ла
,
с
с д а ч е ан
х
ызр ь о
то р волс
н платят, д
зарплату,
об
с с «объ
н
е заба»; «Мс кт
е
. П рро яды
по в
вот
товка?».
с
и
то
н
о»
«рабе
ху
ж
ы ме их
п еач
н
а
того м
про
ри этот
смизовс
с
н ви
н
у их!
е н и е
н е ьже кбр
у й ги н
н
сеh
t
tp:
/
прим
.
/
i
kd
.
р
r
е
икак
вхее
ен
.
жеенй
кори д
то ри
вал
ям е
нт
и
кбр
е
ен ы вали т
у шт
ли
оа работ прохг а м ло».еы
т
ы у ш з оодн
е
е жй.
л, ко
г
тобуь ы
мы в
с
с у де
с
длучаи,
ил
и в забч б
прий
р
таких
u/?q=node/6262
д.
л
ю
и с д
де
в товку. Б
с
о
ах про али и обра ол ми таки
М
х д
е
е ор
х из рабон ы из
а о
ы ч а авих,
кт
н
али и в
о
и н ж х
и
гру н
г ти н
аы
н
таточ
иа, ког ров, м позора,
в
се дй а з заба ы орга- о
т
«Фак а
ич
е
с с
пу
с с
товки,
ки
,
тили
с еко м у н
, ч
е полоа
ж у м
с/
ен
и не я»», «
н
е
т
е
м
,
кто
с
не
во
ба
ти. Я з
е
й
х о вво-е
н
ого
п н
р а т кр разобрат как?» «А в
т н
с
товал?» ытатр
а
«А
о
т
«Ка и
ичю не хочд
ин
боят еиро т,
н
с ,
я,
д а
з
кто
-
м как
кто
-
с
е
т и
с
йча с н о
н
с
с
е
работа ак
йча е
е
т
е
ву, а пт
см
отр
оь б
о м
н
ой.котор ит
е
Это с аб ьс
о е
нх, к бриг
н
ж с
ы е е
д ов ы
?
И
о
а
м
н
о
г
о
т щан
а
. У нл ас
а
м не
ь с
з
я
ше й сс
н
и
о
хотор
н
и
ае
ьаля».
м
ы с н
и
о ач яли
и а
клу хо .
ь
б д С
с
по
д
и
ы или и в глаза
л
« иН голу как,
я
н
е
й
ч
оа
с
у
же
е
к
Стр.1