ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ1
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
В период законодательной
деятельности 2007 года активно
происходило осуществление правового регулирования организации и деятельности такой новой
организационно-правовой формы
деятельности государства как государственная корпорация. <...> Первой государственной корпорацией (далее – ГК) в России
1
§ 4 Главы 3 «Стратегия экономического
развития РФ и соблюдение прав человека в экономической сфере». <...> Часть II «Законодательное обеспечение основных
направлений внутренней и внешней политики государства в 2007 году» Доклада
Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2007 года «О состоянии законодательства в РФ». <...> http://www.council.gov.ru/lawmaking/re
port/index.html
Материал представлен Комитетом Совета
Федерации по промышленной политике.
стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций
(далее – АРКО), возникшее в
1999 году. <...> Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее – Внешэкономбанк). <...> Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города
Сочи как горноклиматического
курорта (далее – «Олимпстрой»). <...> Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ФСР
ЖКХ). <...> Сегодня создание подобных
структур превращается в фирменный знак российской экономической политики. <...> Ряд экспертов выступил с резкой критикой данных тенденций, в связи с чем возникла необходимость более глубокого исследования проблемы. <...> Рассматривая саму сущность
понятия «государственная корпорация», необходимо отметить,
что оно не упоминается в Гражданском кодексе Российской Федерации, а его появление воспринимается специалистами по
гражданскому праву как «размы-
ГОСКОРПОРАЦИИ: КОРРУПЦИЯ ПОД ВИДОМ МОДЕРНИЗАЦИИ* <...> **
Юридическая форИмущество и деньги,
ма госкорпорации уни- переданные ей государкальна. *
ством, становятся ее
собственностью – происходит <...>
Госкорпорации_коррупция_под_видом_модернизации.pdf
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ1
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
В период законодательной
деятельности 2007 года активно
происходило осуществление правового
регулирования организации
и деятельности такой новой
организационно-правовой формы
деятельности государства как государственная
корпорация.1
Сфера деятельности государственных
корпораций разнообразна.
Некоторые из них заняты
функциями, которые могли бы
выполняться частными предприятиями,
деятельность других сводится
к распределению государственных
субсидий.
Первой государственной корпорацией
(далее – ГК) в России
1 § 4 Главы 3 «Стратегия экономического
развития РФ и соблюдение прав человека
в экономической сфере». Часть II «Законодательное
обеспечение основных
направлений внутренней и внешней политики
государства в 2007 году» Доклада
Совета Федерации Федерального Собрания
РФ 2007 года «О состоянии законодательства
в РФ». М.: Совет Федерации,
2008.
Материал представлен Комитетом Совета
Федерации по промышленной политике.
стало Агентство по реструктуризации
кредитных организаций
(далее – АРКО), возникшее в
1999 году. В 2003 году появилась
вторая ГК – Агентство по страхованию
вкладов. На 12 ноября
2007 года были уже созданы или
находились в процессе создания
следующие организации:
1. Государственная корпорация
«Банк развития и внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк)»
(далее – Внешэкономбанк).
2.
Государственная корпорация
по строительству олимпийских
объектов и развитию города
Сочи как горноклиматического
курорта (далее – «Олимпстрой»).
3. Государственная корпорация
«Российская корпорация нанотехнологий»
(далее – «Роснанотех»).
4.
Государственная корпорация
«Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального
хозяйства» (далее – ФСР
ЖКХ).
5. Государственная корпорация
по атомной энергии «Росатом»
(далее – «Росатом»).
6. Государственная корпорация
по содействию разработке,
производству и экспорту высокотехнологичной
промышленной
продукции
«Ростехнологии» (далее
– «Ростехнологии»).
7. Государственная корпорация
«Агентство по страхованию
вкладов» (далее – АСВ).
Сегодня создание подобных
структур превращается в фирменный
знак российской экономической
политики. В Федеральный
закон «О федеральном бюджете
на 2007 год» были внесены
изменения, в соответствии с которыми
выделено финансирование
трем ГК на общую сумму 550
млрд. рублей. Ряд экспертов выступил
с резкой критикой данных
тенденций, в связи с чем возникла
необходимость более глубокого
исследования проблемы.
Рассматривая саму сущность
понятия «государственная корпорация»,
необходимо отметить,
что оно не упоминается в Гражданском
кодексе Российской Федерации,
а его появление воспринимается
специалистами по
гражданскому праву как «размыГОСКОРПОРАЦИИ:
КОРРУПЦИЯ ПОД ВИДОМ МОДЕРНИЗАЦИИ*
**
Юридическая форма
госкорпорации уникальна.
*
* Экономическое эссе о новых
формах контроля над
активами.
2008-03-14.
http://www.apn.ru/opinion
s/article19459.htm
Имущество и деньги,
переданные ей государством,
становятся ее
собственностью – происходит
«безвозмездная
приватизация».**
** Директор Института
проблем
д.э.н.
глобализации,
Госкорпорации, в
отличие от ОАО с преобладающим
госучастием,
не могут быть
обанкрочены.
На них не распространяются
требования
к ОАО о раскрытии
информации.
Отличие госкорпораций
от ГУПов – в
выводе даже из-под
формального
троля
госорганов.
Они не обязаны отчитываться
о своей деятельности,
за исключением
ежегодного представления
правительСовет
Федерации. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ 17
конМ
.
Д
е
л
ягин
http://
po
r
w
t/
ww
.
i
c
ou
ndex
.
htm
l
n
c
il.
go
v
.
r
u/
l
aw
ma
k
i
ng/
re
Стр.1