В международной практике забастовка является не только способом разрешения трудовых
споров с работодателем, но
средством выражения воли
граждан в отношении государственной власти, то есть одним
из механизмов демократии. <...> Но
россияне лишены права на политическую забастовку. <...> МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ
Возможность* проведения работниками забастовки предусмотрена в двух актах международного
права, действующих в России. <...> Это
Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах (одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966, ратифицирован СССР 18.09.1973) и
Конвенция МОТ №87 «О свободе
объединения и защите права на
организацию» 1948 года (ратифицирована СССР 6.07.1956). <...> В развитии
этого конституционного права порядок и процедуры проведения забастовок установлены гл. <...> Однако и Конституция, и Трудовой кодекс определяют право на забастовку только в
качестве способа разрешения коллективных трудовых споров с работодателем. <...> По сути – это ограни* Профсоюзная газета «Солидарность», №13, www.solidarnost.org
** Координатор Некоммерческого
партнерства «Юристы – за трудовые
права» в СЗФО.
чение права на забастовку по
сравнению с нормами международного права. <...> В Конвенции МОТ № 87 «О
свободе объединения и защите
права на организацию» установлено право работников на забастовку
и с другими целями, такими как:
- решение вопросов экономической и социальной политики
и проблем, возникающих на предприятии, непосредственно затрагивающих интересы работников;
- критика экономической и социальной политики правительства;
- забастовки
солидарности,
при условии, что поддерживаемая
забастовка является законной;
- признание профсоюза. <...> Из этого следует, что в международном праве забастовка
является не только способом
разрешения трудовых споров с
работодателем, но и средством
выражения воли граждан в отношении государственной власти. <...> То есть забастовка может применяться в качестве механизма
прямой демократии (наряду с такими <...>
Бастуем_по_закону.pdf
БАСТУЕМ ПО ЗАКОНУ?*
РИММА ШАРИФУЛЛИНА**
Право гражданина на забастовку
– одно из основополагающих
прав человека в демократическом
обществе. В международной
практике забастовка
является не только способом
разрешения трудовых
споров с работодателем, но
средством выражения воли
граждан в отношении государственной
власти, то есть одним
из механизмов демократии. Но
россияне лишены права на политическую
забастовку.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ
Возможность* проведения работниками
забастовки предусмотрена
в двух актах международного
права, действующих в России. Это
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных
правах (одобрен Генеральной Ассамблеей
ООН 16.12.1966, ратифицирован
СССР 18.09.1973) и
Конвенция МОТ №87 «О свободе
объединения и защите права на
организацию» 1948 года (ратифицирована
СССР 6.07.1956).**
Важнейшим этапом в развитии
законодательства стало принятие
Конституции РФ, ст.37 которой содержит
положения, касающиеся
права на забастовку. В развитии
этого конституционного права порядок
и процедуры проведения забастовок
установлены гл.61 Трудового
кодекса РФ. Однако и Конституция,
и Трудовой кодекс определяют
право на забастовку только в
качестве способа разрешения коллективных
трудовых споров с работодателем.
По сути – это ограни*
Профсоюзная газета «Солидарность»,
№13,
** Координатор Некоммерческого
партнерства «Юристы – за трудовые
права» в СЗФО.
чение права на забастовку по
сравнению с нормами международного
права.
В Конвенции МОТ № 87 «О
свободе объединения и защите
права на организацию» установлено
право работников на забастовку
и с другими целями, такими как:
- решение вопросов экономической
и социальной политики
и проблем, возникающих на предприятии,
непосредственно затрагивающих
интересы работников;
- критика экономической и социальной
политики правительства;
- забастовки солидарности,
при условии, что поддерживаемая
забастовка является законной;
- признание профсоюза.
Из этого следует, что в международном
праве забастовка
является не только способом
разрешения трудовых споров с
работодателем, но и средством
выражения воли граждан в отношении
государственной власти.
То есть забастовка может применяться
в качестве механизма
прямой демократии (наряду с такими
способами прямого волеизъявления
граждан, как выборы
и референдум). Очевидно, что в
России забастовка, проведенная
с критикой экономической и социальной
политики правительства
либо в знак солидарности или
признания профсоюза, не будет
считаться забастовкой с точки
зрения законодательства, что повлечет
за собой дисциплинарную
ответственность работников. Тем
самым россияне лишены такого
демократического института гражданского
общества, как политическая
забастовка.
РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Как показывает анализ российского
национального законодательства
и практики его применения,
нормы и статьи, регулирующие
проведение забастовки,
изложены так противоречиво и
невнятно, что законно провести
ее почти невозможно. Об этом
свидетельствует и судебная
практика, в соответствии с которой
99% забастовок в России
признаются незаконными.
Вот несколько примеров. В
старой редакции ТК РФ моментом
начала коллективного трудового
спора был момент подписания
протокола разногласий. Сейчас
коллективный трудовой спор
начинается только в момент, когда
работодатель откажется
удовлетворять требования, выдвинутые
общим собранием трудового
коллектива или конференцией.
Это серьезно затрудняет
процедуру начала коллективного
трудового спора, так как на
предприятиях с большим количеством
работников проведение таких
собраний единовременно затруднено
или невозможно без
содействия работодателя.
Например, в коллективном
трудовом споре на предприятии
ЗАО «Форд мотор компании» работники
(а их там более 2000) вынуждены
были проводить общие
собрания в сменах. Однако такой
порядок выдвижения требований
работодатель посчитал незаконным
и отказался сесть за стол переговоров,
мотивируя тем, что
коллективный трудовой спор отсутствует.
Ленинградский областной
суд поддержал позицию работодателя,
признав, что требования
работников утверждены в противоречии
с законодательством, но
установил, что коллективный трудовой
спор все-таки возник, поскольку
требования были в действительности
приняты к рассмотрению
администрацией и повлекли
за собой переписку. Данная поР.
Шарифуллина. БАСТУЕМ ПО ЗАКОНУ?
65
www
.
s
o
l
i
d
a
r
n
o
st
.
o
rg
Стр.1