В. Шамбир
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
КАК ФОРМА ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ*
I. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
В последнее время правительства
многих государств, вне
зависимости от степени экономического
развития и рыночной ситуации,
обращаются к необходимости
налаживания государственно-частного
партнерства. Такая
форма сотрудничества возникает,
прежде всего, в тех сферах,
за которые государство традиционно
несет ответственность: объекты
общего пользования (транспортная,
коммунальная, социальная
инфраструктура), ремонт,
реконструкция и содержание объектов
общего пользования, жилищно-коммунальное
хозяйство и
др. Государство, как правило, не
может полностью отказаться от
своего присутствия в названных
сферах экономики и вынуждено
сохранять контроль либо над определенным
имуществом, либо
над определенным видом деятельности.
Но для обеспечения
сохранения и поддержания работоспособности
входящих в них
объектов недостаточно финансирования
расходов за счет средств
соответствующих бюджетов. Требуется
привлечение дополнительного
капитала, который и поступает
посредством реализации
форм сотрудничества государства
и частного бизнеса.*
* Публикация подготовлена редакцией
журнала на основе автореферата
диссертации Шамбира Василия
Николаевича на соискание ученой
степени кандидата экономических
наук по специальности 08.00.01 –
Экономическая теория (Общая экономическая
теория). Работа выполнена
на кафедре экономической теории
факультета государственного управления
Московского государственного
университета им. М.В.Ломоносова.
Научный руководитель: д.э.н., профессор
Мысляева И.Н. Полный текст
доступен по адресу:
e-journal.spa.msu.ru/images/File/
avtoreferat%20Shambir.pdf
86
В России за годы реформ в
экономике существенно сократился
государственный сектор, а
функции управления важнейшими
объектами жизнеобеспечения
стали постепенно передаваться
частному бизнесу. Одновременно
происходила передача все больших
полномочий на субнациональные
уровни, возрастала роль
и значимость местных властей в
обеспечении
благосостояния
населения и решения наиболее
значимых проблем местного развития.
Вместе
с тем, муниципалитеты,
также как и государство в
целом, постоянно сталкиваются с
проблемами, связанными с недостатками
бюджетных ресурсов
для реализации муниципальных
инвестиционных проектов и ростом
требований к предоставляемым
им услугам. В то же время
частный сектор накопил немало
опыта и средств, которые он мог
бы использовать для решения
приоритетных
муниципальных
проектов.
В России формирование
взаимодействия муниципалитетов
и частного сектора, в полном
объеме учитывающего потребности
общества, оказалось сложной
проблемой. Недостаточная
проработанность
институциональных,
правовых, экономических,
организационных основ
этого взаимодействия, в большинстве
случаев, приводит к негативным
последствиям. В этих
условиях особую актуальность
приобретает обобщение опыта
других стран по привлечению
частного бизнеса к реализации
приоритетных
муниципальных
проектов, а также выработка
предложений по разработке основных
направлений совершенствования
форм и методов государственно-частного
партнерства на
местном уровне в целях устойчивого
и долгосрочного развития
муниципалитетов России.
Степень
проблемы.
разработанности
Теоретические и
практические основы взаимодействия
государства и частного
сектора разработаны зарубежными
учеными: А. Аткинсон,
Я. Бертрам, О. Осборн, М. Портер,
Д. Стиглиц, Г. Фишер и другие.
Различные аспекты проблемы
отражены в трудах российских и
отечественных ученых: В. Варнавского,
Р.С. Гринберга, Р.А. Мартусевича,
С.А.
Сосна,
Б.С. Жихаревича,
П.В. Свистунова,
Д. Некрасова и др.
Важный вклад в разработку
проблем взаимодействия бизнеса
и государства в период становления
рыночных отношений
внесли
российские
ученыеэкономисты:
Абалкин Л.И., Афанасьев
М.Н., Блохина Т.К., Винслав
Ю.Б., Глазьев С.Ю., Дробот
Г.А., Лазарев В.Ф., Некипелов
А.Д., Осадчая И.М., Сулакшин
С.С., Шамхалов Ф.И. и др.
Вместе с тем, содержание,
формы государственно-частного
партнерства, а также способы
его эффективного применения в
российском
государственном
управлении, особенно на местном
уровне, исследованы пока
недостаточно.
Актуальность и недостаточная
степень исследования определили
цель и задачи исследования.
Целью диссертации является
разработка теоретико-методологических
основ государственночастного
партнерства и выявление
его возможностей использования
для решения инвестиционных
проблем на местном уровне
в России.
Достижение поставленной цели
предполагает решение следующих
задач:
· раскрыть
и модели государственно-частного
партнерства;
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹4/2010 СТРОИТЕЛЬСТВО И НЕДВИЖИМОСТЬ
экономическое
содержание отношений государственно-частного
партнерства;
· систематизировать формы
Стр.1