Л. Пронина*
НОВОЕ В НАЛОГОВОМ И БЮДЖЕТНОМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О МЕСТНОМ
САМОУПРАВЛЕНИИ
В Комитете Государственной
Думы по вопросам местного самоуправления
был подготовлен
Федеральный
Закон
от
28.11.2009 ¹283-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской
Федерации» (далее – Федеральный
закон ¹283-ФЗ), вносящий
изменения в бюджетное, налоговое
законодательство и законодательство
о местном самоуправлении
в целях улучшения
финансового положения муниципальных
образований, совершенствования
щему
правилу обязанность по
уплате налога на имущество физических
лиц возникает у каждого
собственника имущества.
Федеральным
законом
¹283-ФЗ вносятся изменения,
предусматривающие установление
в качестве объекта налогообложения
по налогу на имущество
физических лиц доли в
праве собственности на жилой
дом, квартиру, комнату, дачу,
иные строения, помещения и
сооружения.
Внесение указанного изменеадминистрирования
региональных
и местных налогов,
а также механизма предоставления
финансовой помощи муниципальным
образованиям.*
Федеральным законом ¹283ФЗ
вносятся изменения в Закон
Российской Федерации от 9
декабря 1991 г. ¹2003-1 «О
налогах на имущество физических
лиц» (далее – Закон
¹2003-1).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона
¹2003-1 налогоплательщиками
налога на имущество физических
лиц признаются физические
лица – собственники имущества,
признаваемого объектом
налогообложения. При этом, если
имущество, признаваемое
объектом налогообложения, находится
в общей долевой собственности
нескольких физических
лиц, налогоплательщиком в отношении
этого имущества признается
каждое из этих физических
лиц соразмерно его доле в
этом имуществе.
В случае, если имущество,
признаваемое объектом налогообложения,
находится в общей
совместной собственности нескольких
физических лиц, они
несут равную ответственность по
исполнению налогового обязательства.
Таким образом, по об*
Пронина
Л.И. ведущий советник
аппарата Комитета ГД по вопросам
местного самоуправления, д.э.н.
48
ния обусловлено тем, что в соответствии
с пунктом 1 статьи 3 и
пунктом 2 статьи 5 Закона
¹2003-1, а также учитывая, что
Законом ¹2003-1 не предусмотрены
в качестве объекта налогообложения
доли в праве собственности
на имущество, в качестве
стоимостного показателя,
установленного для расчета налоговой
базы по налогу на имущество
физических лиц, определена
инвентаризационная стоимость
имущества, признаваемого
объектом налогообложения (определение
Конституционного
Суда
РФ от 24 ноября 2005 г.
¹493-О). В связи с этим ставки
налога на имущество физических
лиц устанавливаются применительно
к инвентаризационной
стоимости объектов налогообложения,
указанных в статье 2 Закона
¹2003-1.
Учитывая неоднозначную практику
исчисления налоговыми органами
суммы налога на имущество
физических лиц в отношении
имущества, находящегося в
общей долевой и (или) общей
совместной собственности налогоплательщика,
установленный
Законом
¹2003-1 порядок исчисления
суммы налога на имущество
физических лиц Минфином
России было рекомендовано
применять с 1 января 2008 года
без перерасчетов за прошлые
налоговые периоды (Письмо Министерства
финансов Российской
Федерации от 21 апреля 2008 г.
¹03.05.04-01/19).
Указанное
обстоятельство
привело к тому, что налоговые
органы стали направлять в адрес
налогоплательщиков уточненные
налоговые уведомления на уплату
налога на имущество физических
лиц за 2008 год, что негативно
сказалось, прежде всего,
на социально незащищенных категориях
граждан.
Федеральным законом ¹283ФЗ
сохраняется порядок исчисления
налога на имущество физических
лиц применительно к
суммарной инвентаризационной
стоимости объектов налогообложения.
Таким образом,
если на территории муниципального
образования у налогоплательщика
имеется несколько
объектов недвижимости, то сумма
налога на имущество физических
лиц исчисляется налоговым
органом исходя из суммарной
инвентаризационной стоимости
всех объектов, находящихся в
собственности налогоплательщика,
и ставки налога, соответствующей
полученной суммарной
инвентаризационной стоимости.
Даная проблема остается для
дальнейшего совершенствования
правового регулирования налогообложения
налогами на имущество
физических лиц.
Предлагаемое Федеральным
законом ¹283-ФЗ изменение
относительно применения ставок
налога в зависимости от инвентаризационной
стоимости доли в
имуществе направлено, в первую
очередь, на необходимость реализации
части 1 статьи 3 части
первой Налогового кодекса Российской
Федерации (далее –
также Налоговый кодекс), устанавливающей,
что законодательство
о налогах и сборах основывается
на признании всеобщности
и равенства налогообложения.
Обусловлено
это тем, что если
имущество, признаваемое
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹1/2010 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стр.1