ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Г. Явлинский
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ИНСТИТУТЫ,
КОНКУРЕНЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ1
9.1. Сложность задачи1
Ранее я обосновал свою позицию,
в соответствии с которой
только развитие и укрепление
демократической политической
системы России может сыграть
положительную роль в решении
задачи перехода к новому общественному
договору и к эффективной
рыночной экономике. Основной
задачей этого перехода
является создание – впервые в
российской истории – системы,
движущей силой которой станет
частная инициатива. Главный
недостаток в аргументации сторонников
подхода
к российским реформам
до сегодняшнего дня состоял в
исходном предположении, что
процесс перехода к рыночной
экономике может идти в соответствии
с идеальной моделью институциональных
изменений
лишь
при том условии, что правительство
понимает, что необходимо
делать, и имеет для этого
необходимую политическую волю.
Но, хотя понимание и политическая
воля нужны, только их
недостаточно. Более серьезная
проблема заключается в разработке
для частного сектора и
самого правительства системы
материального стимулирования,
1 Глава 9 диссертации Явлинского
Григория Алексеевича «Социальноэкономическая
система России и
проблема ее модернизации» на соискание
ученой степени доктора экономических
наук (2005 г.). Главы 1 и 3
опубликованы в «Муниципальной
экономике» ¹3, 4-2008. Главы 4, 5, 7
и 8 опубликованы в «Муниципальной
экономике» ¹1, 2, 3 и 4-2009. Глава
2 «Институциональная непрерывность
и “Вашингтонский консенсус”» и глава
6 «Ограничения макроэкономического
регулирования экономики России
и институциональный подход» в
журнале публиковаться не будут –
прим. ред. Источник публикации:
www.yabloko.ru/Publ/Diser/Yav_dissert/
index.html
2
институционального
которая создаст организованные
социальные силы, заинтересованные
в успехе выработанной
политики. При решении задачи
по созданию системы, основанной
на частной инициативе, никакие
реформы «сверху», по определению,
не могут скольконибудь
продвинуть страну к этой
цели, если они не направлены на
создание соответствующей институциональной
инфраструктуры.
Усердие реформаторов не
может заменить частную инициативу,
исходящую «снизу». Но что
демократическое и заинтересованное
в успехе правительство
может и должно делать – это
внедрять системы материального
стимулирования, создающие условия,
при которых отдельные
лица будут стремиться употребить
частную инициативу в направлении
прогрессивных преобразований.
В
этой главе мы рассмотрим
меры, которые, по нашему мнению,
могут помочь в достижении
этой цели2
. Некоторые из этих
мер могут привести к серьезным
последствиям, и поэтому их следует
считать спорными. Вот почему
здесь, в начале нашего обсуждения,
я хотел бы подчеркнуть,
что на начальном этапе
подход к этим институциональным
мерам должен быть осторожным.
Если социальных инженеров
сравнить с врачами, лечащими
пациента, то необходимо
всегда помнить первый принцип
2 Практические предложения, содержащиеся
в этой и следующей
главе, развивают некоторые идеи,
представленные в предвыборных
президентских программах Явлинского
в 1996 и в 2000 годах, а также в
программных документах Российской
Демократической Партии «ЯБЛОКО».
Однако в той форме, в которой они
представлены в этой работе, они
отражают нынешние личные позиции
автора и не должны интерпретироваться
в каком-либо ином смысле.
клятвы Гиппократа: не навреди.
Этот принцип был совершенно
забыт теми, кто был у руля на
первом этапе российских посткоммунистических
преобразований.
Наши предложения предусматривают
определенный
период
сосуществования старых
и новых институтов. То есть, новые
формы правления и новые
элементы
инфраструктуры будут вначале
введены в порядке эксперимента,
без каких-либо попыток заменить
существующую систему (как
формальную, так и неформальную)
путем раз и навсегда принятого
правительственного постановления.
Окончательной
проверкой
для наших предложений
станет, таким образом, не
научная дискуссия, а реальная
конкуренция между альтернативными
институтами общества и
«выживание наиболее приспособленных».
Сказав это, я хочу
подчеркнуть, что совершенно
убежден в правильности предложений,
основанных на серьезной
теории и глубоком понимании
реалий нашей страны3
.
9.2. Обеспечение прав
частной собственности
В анализе, представленном
выше, я определил проблему разграничения
и обеспечения прав
частной собственности (см. в
особенности главу 2) как одну из
главных проблем перехода к рыночной
экономике. По меньшей
мере со времен гоббсовского
«Левиафана» общим местом ста3
Необходимо также подчеркнуть,
что я рассматриваю не только меры,
удовлетворяющие критерию улучшения
по Парето. Как уже отмечалось
(см. главу 1), этот критерий слишком
слаб, по крайней мере в краткосрочном
плане, чтобы сформировать основу
для разработки серьезных программ.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИКА N¹1/2010 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
институциональной
Стр.1