Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Экономическая политика: институты, конкуренция и экономический рост (66,00 руб.)

0   0
Первый авторЯвлинский
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц16
ID173512
АннотацияРанее я обосновал свою позицию, в соответствии с которой только развитие и укрепление демократической политической системы России может сыграть положительную роль в решении задачи перехода к новому общественному договору и к эффективной рыночной… >>>
Явлинский, Г. Экономическая политика: институты, конкуренция и экономический рост : статья / Г. Явлинский .— Муниципальная экономика №1 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2010 .— 16 с. — С.2-17 .— URL: https://rucont.ru/efd/173512 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сложность задачи1 Ранее я обосновал свою позицию, в соответствии с которой только развитие и укрепление демократической политической системы России может сыграть положительную роль в решении задачи перехода к новому общественному договору и к эффективной рыночной экономике. <...> Более серьезная проблема заключается в разработке для частного сектора и самого правительства системы материального стимулирования, 1 Глава 9 диссертации Явлинского Григория Алексеевича «Социальноэкономическая система России и проблема ее модернизации» на соискание ученой степени доктора экономических наук (2005 г.). <...> Если социальных инженеров сравнить с врачами, лечащими пациента, то необходимо всегда помнить первый принцип 2 Практические предложения, содержащиеся в этой и следующей главе, развивают некоторые идеи, представленные в предвыборных президентских программах Явлинского в 1996 и в 2000 годах, а также в программных документах Российской Демократической Партии «ЯБЛОКО». <...> Как уже отмечалось (см. главу 1), этот критерий слишком слаб, по крайней мере в краткосрочном плане, чтобы сформировать основу для разработки серьезных программ. <...> МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹1/2010 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ло то, что почти никакая производственная деятельность невозможна без сколько-нибудь определенных прав собственности. <...> Как мы показали, после разрушения механизма планирования российская экономика также нашла замену этому механизму разграничения и обеспечения прав собственности (главным образом в виде обеспечения таких прав, практикуемого в параллельной экономике, как описано в главе 2). <...> Проблема, как мы также видели, состоит в том, что современная организация такой «замены», опирающаяся на частные силовые группировки и/или на систему взяток правоохранительным органам и другим государственным служащим, а иногда также и на организованную преступность, совершенно неэффективна. <...> Если правительство сможет предложить субъектам экономики <...>
Экономическая_политика_институты,_конкуренция_и_экономический_рост.pdf
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ Г. Явлинский ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ИНСТИТУТЫ, КОНКУРЕНЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ1 9.1. Сложность задачи1 Ранее я обосновал свою позицию, в соответствии с которой только развитие и укрепление демократической политической системы России может сыграть положительную роль в решении задачи перехода к новому общественному договору и к эффективной рыночной экономике. Основной задачей этого перехода является создание – впервые в российской истории – системы, движущей силой которой станет частная инициатива. Главный недостаток в аргументации сторонников подхода к российским реформам до сегодняшнего дня состоял в исходном предположении, что процесс перехода к рыночной экономике может идти в соответствии с идеальной моделью институциональных изменений лишь при том условии, что правительство понимает, что необходимо делать, и имеет для этого необходимую политическую волю. Но, хотя понимание и политическая воля нужны, только их недостаточно. Более серьезная проблема заключается в разработке для частного сектора и самого правительства системы материального стимулирования, 1 Глава 9 диссертации Явлинского Григория Алексеевича «Социальноэкономическая система России и проблема ее модернизации» на соискание ученой степени доктора экономических наук (2005 г.). Главы 1 и 3 опубликованы в «Муниципальной экономике» ¹3, 4-2008. Главы 4, 5, 7 и 8 опубликованы в «Муниципальной экономике» ¹1, 2, 3 и 4-2009. Глава 2 «Институциональная непрерывность и “Вашингтонский консенсус”» и глава 6 «Ограничения макроэкономического регулирования экономики России и институциональный подход» в журнале публиковаться не будут – прим. ред. Источник публикации: www.yabloko.ru/Publ/Diser/Yav_dissert/ index.html 2 институционального которая создаст организованные социальные силы, заинтересованные в успехе выработанной политики. При решении задачи по созданию системы, основанной на частной инициативе, никакие реформы «сверху», по определению, не могут скольконибудь продвинуть страну к этой цели, если они не направлены на создание соответствующей институциональной инфраструктуры. Усердие реформаторов не может заменить частную инициативу, исходящую «снизу». Но что демократическое и заинтересованное в успехе правительство может и должно делать – это внедрять системы материального стимулирования, создающие условия, при которых отдельные лица будут стремиться употребить частную инициативу в направлении прогрессивных преобразований. В этой главе мы рассмотрим меры, которые, по нашему мнению, могут помочь в достижении этой цели2 . Некоторые из этих мер могут привести к серьезным последствиям, и поэтому их следует считать спорными. Вот почему здесь, в начале нашего обсуждения, я хотел бы подчеркнуть, что на начальном этапе подход к этим институциональным мерам должен быть осторожным. Если социальных инженеров сравнить с врачами, лечащими пациента, то необходимо всегда помнить первый принцип 2 Практические предложения, содержащиеся в этой и следующей главе, развивают некоторые идеи, представленные в предвыборных президентских программах Явлинского в 1996 и в 2000 годах, а также в программных документах Российской Демократической Партии «ЯБЛОКО». Однако в той форме, в которой они представлены в этой работе, они отражают нынешние личные позиции автора и не должны интерпретироваться в каком-либо ином смысле. клятвы Гиппократа: не навреди. Этот принцип был совершенно забыт теми, кто был у руля на первом этапе российских посткоммунистических преобразований. Наши предложения предусматривают определенный период сосуществования старых и новых институтов. То есть, новые формы правления и новые элементы инфраструктуры будут вначале введены в порядке эксперимента, без каких-либо попыток заменить существующую систему (как формальную, так и неформальную) путем раз и навсегда принятого правительственного постановления. Окончательной проверкой для наших предложений станет, таким образом, не научная дискуссия, а реальная конкуренция между альтернативными институтами общества и «выживание наиболее приспособленных». Сказав это, я хочу подчеркнуть, что совершенно убежден в правильности предложений, основанных на серьезной теории и глубоком понимании реалий нашей страны3 . 9.2. Обеспечение прав частной собственности В анализе, представленном выше, я определил проблему разграничения и обеспечения прав частной собственности (см. в особенности главу 2) как одну из главных проблем перехода к рыночной экономике. По меньшей мере со времен гоббсовского «Левиафана» общим местом ста3 Необходимо также подчеркнуть, что я рассматриваю не только меры, удовлетворяющие критерию улучшения по Парето. Как уже отмечалось (см. главу 1), этот критерий слишком слаб, по крайней мере в краткосрочном плане, чтобы сформировать основу для разработки серьезных программ. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹1/2010 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ институциональной
Стр.1