Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Нефинансируемые мандаты и Европейский Суд по правам человека (66,00 руб.)

0   0
Первый авторШугрина
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц16
ID173472
АннотацияНе секрет, что объем обязательств органов местного самоуправления существенно превышает объем средств, выделяемых на их исполнение. В силу этого и ряда других причин органы… >>>
Шугрина, Е. Нефинансируемые мандаты и Европейский Суд по правам человека : статья / Е. Шугрина .— Муниципальная экономика №2 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2009 .— 16 с. — С.10-25 .— URL: https://rucont.ru/efd/173472 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Шугрина1 НЕФИНАНСИРУЕМЫЕ МАНДАТЫ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Н е секрет, что объем обязательств органов местного самоуправления существенно превышает объем средств, выделяемых на их исполнение. <...> Ниже приводится пример судебного дела, из которого следует, что гражданин, являющийся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС получил судебное решение 1 Шугрина Екатерина Сергеевна – доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права России, МГЮА. <...> Особенности арбитражной практики по некоторым вопросам муниципальной собственности // Муниципальная экономика. <...> Примерно в это же время, 10 декабря 2001 года, Старооскольский городской суд Белгородской области вынес аналогичное решение в пользу другого гражданина, который также является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. <...> С точки зрения Европейского Суда по правам человека (далее – ЕСПЧ) отсутствие средств в бюджете не является основанием для неисполнения судебного решения. <...> Поэтому, если вышеназванные граждане, получив судебное решение о необходимости предоставления им жилья, обратятся в ЕСПЧ с жалобой на неисполнение судебного решения или исполнение судебного решения с нарушением разумных сроков (длительное исполнение), то у них очень много шансов выиграть дело. <...> С точки зрения ЕСПЧ органы местного самоуправления являются разновидностью государственных органов; именно государство несет ответственность за решения, принятые органами местного самоуправления3. <...> Эту практику необходимо доводить до сведения соответствующих органов государственной власти, показывая, что наличие «нефинансируемых мандатов» может привести к ответственности государства, негативным последствиям для его репутации. <...> По мнению ЕСПЧ длительность исполнения судебного решения свидетельствует о нарушении права на доступ к правосудию, права на защиту. <...> Исполнение судебного решения <...>
Нефинансируемые_мандаты_и_Европейский_Суд_по_правам_человека.pdf
ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ Е. Шугрина1 НЕФИНАНСИРУЕМЫЕ МАНДАТЫ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Н е секрет, что объем обязательств органов местного самоуправления существенно превышает объем средств, выделяемых на их исполнение. В силу этого и ряда других причин органы местного самоуправления довольно часто не в состоянии осуществлять возложенные на них полномочия. 1 Поэтому органы местного самоуправления должны иметь лучшее представление о некоторых существующих механизмах. Жители муниципального образования, организации, находящиеся на территории муниципального образования, становятся все более грамотными и все чаще обращаются в различные суды за защитой нарушенных прав. При этом они не всегда точно и правильно указывают ответчика, предъявляя иски к органам местного самоуправления, поскольку именно от них ожидают реализации своих прав или законных интересов. Однако органы местного самоуправления не должны соглашаться с таким положением вещей, в ходе судебного заседания могут заявлять ходатайства о привлечении в качестве ответчика, соответчика соответствующие органы Российской Федерации, субъектов РФ2 . Ниже приводится пример судебного дела, из которого следует, что гражданин, являющийся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС получил судебное решение 1 Шугрина Екатерина Сергеевна – доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права России, МГЮА. Член европейского клуба экспертов местного самоуправления. 2 Более подробно об этом на примере арбитражных споров см.: Шугрина Е.С. Особенности арбитражной практики по некоторым вопросам муниципальной собственности // Муниципальная экономика. 2008. ¹2. С.35-43. 10 от 10 мая 2000 года, в соответствии с которым ему должно было быть предоставлено жилье. Ответчиком выступал Курганский городской совет. Примерно в это же время, 10 декабря 2001 года, Старооскольский городской суд Белгородской области вынес аналогичное решение в пользу другого гражданина, который также является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ответчиком выступала Белгородская областная администрация. С точки зрения Европейского Суда по правам человека (далее – ЕСПЧ) отсутствие средств в бюджете не является основанием для неисполнения судебного решения. Поэтому, если вышеназванные граждане, получив судебное решение о необходимости предоставления им жилья, обратятся в ЕСПЧ с жалобой на неисполнение судебного решения или исполнение судебного решения с нарушением разумных сроков (длительное исполнение), то у них очень много шансов выиграть дело. С точки зрения ЕСПЧ органы местного самоуправления являются разновидностью государственных органов; именно государство несет ответственность за решения, принятые органами местного самоуправления3 . Эту практику необходимо доводить до сведения соответствующих органов государственной власти, показывая, что наличие «нефинансируемых мандатов» может привести к ответственности государства, негативным последствиям для его репутации. 3 Более подробно об этих позициях Европейского Суда по правам человека см.: Шугрина Е.С. Возможности использования международноправовых механизмов защиты права на осуществление местного самоуправления // Городское управление. 2007. ¹4. С.54-69. По мнению ЕСПЧ длительность исполнения судебного решения свидетельствует о нарушении права на доступ к правосудию, права на защиту. Право на суд, защищенное статьей 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, было бы иллюзорным, если бы правовая система государства – участника Европейской Конвенции допускала, чтобы судебное решение, вступившее в законную силу и обязательное к исполнению, оставалось бы недействующим в отношении одной стороны в ущерб ее интересам. Исполнение судебного решения, принятого любым судом, должно, таким образом, рассматриваться как составляющая «судебного разбирательства» по смыслу статьи 6 Конвенции4 . Ниже приводятся в качестве примера извлечения из нескольких постановлений ЕСПЧ, вынесенных по делам против Российской Федерации и касающихся невозможности органов местного самоуправления исполнить судебное решение, невозможность исполнить в разумные сроки. Постановление Европейского Суда по правам человека от 12 июля 2007 года по делу ¹18762/06 «Телятьева против Российской Федерации». Из обстоятельств дела следует, что 20 января 2004 г. Котласский городской суд Архангельской области удовлетворил иск заявительницы к администрации муниципального образования «Котлас» о предоставлении ей жилого помещения в связи с аварийным состоянием дома, в котором она проживала, обязав администрацию предоставить Телятьевой С.Ю. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в г. Котлас в 4 Решение Европейского суда по правам человека от 19 марта 1997 по делу «Хорнсби против Греции». МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹2/2009 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.