С. Баринов
О ПРОЕКТЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ МАССОВОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ
ГРАЖДАН1
Уважаемые коллеги!
Прежде чем говорить о долгосрочных
приоритетах развития
жилищного строительства в России,
хотелось бы остановиться на
основных итогах государственной
жилищной политики за последние
годы, в том числе в рамках
реализации приоритетного
национального проекта «Доступное
и комфортное жилье – гражданам
России» и федеральной
целевой программы «Жилище»
на 2002-2010 ãîäû.1
Государственная жилищная
политика в России в 1991-2007
годах обеспечила переход от социалистической
плановой системы
жилищных отношений к отношениям
рыночным, основанным
на праве частной собственности
на жилье. В результате
жилищные отношения в России
находятся сегодня на качественно
ином уровне.
Существующее состояние жилищной
сферы характеризуется
следующими параметрами. За
прошедший период доля частного
жилищного фонда увеличилась
в 2,4 раза и составила в 2007
году 77%. Объем жилищного
фонда в РФ по состоянию на январь
2007 года составлял чуть
более 3 ìëðä.êâ. ì.
Количество квартир и индивидуальных
жилых домов (жилых
единиц) по состоянию на январь
2007 года составляло 58 ìëí.,
при этом средняя площадь жилой
единицы – 50,8 êâ. ì.
Жилищная обеспеченность составляет
408 жилых единиц на
1000 человек, что близко к среднеевропейскому
уровню. В то же
1 Тезисы доклада директора департамента
жилищной политики
Минрегионразвития РФ 10 сентября
2008 года в Иркутске в рамках V Байкальского
экономического форума на
заседании секции «круглого стола»,
посвященного основным направлениям
государственной политики в области
строительства и жилищной
ñôåðû. Èñòî÷íèê: www.minregion.ru
время средняя обеспеченность
населения площадью жилья пока
составляет 21,1 êâ. м на ÷åëîâåêà,
что приблизительно в 2 раза
меньше, чем в среднем по Европе.
Земли населенных пунктов занимают
19,1 ìëí. ãà, или примерно
1,1% всех çåìåëü, из них
земли городских поселений составляют
7,9 ìëí. ãà, или 0,46%
всех земель, а земли сельских
поселений – 11,2 ìëí. ãà, или
0,65%. При этом во многих крупных
и крупнейших городах существует
проблема ограниченных
возможностей массового жилищного
строительства на землях
населенных пунктов.
В 2004 году начался новый
этап государственной жилищной
политики, направленной на повышение
доступности жилья для
населения. Принятый в 2004 году
пакет из 25 федеральных законов,
включающий Жилищный и
Градостроительный
кодексы
Российской Федерации, стал
законодательной основой для
формирования рынка жилья.
Новые направления государственной
жилищной политики
нашли отражение в приоритетном
национальном проекте «Доступное
и комфортное жилье –
гражданам России», реализация
которого началась в 2006 году.
На первом этапе (2006-2007 ãîäû)
определены четыре приоритетных
направления реализации
Проекта:
– повышение
доступности
жилья;
– увеличение объемов ипотечного
жилищного кредитования;
–
увеличение объемов жилищного
строительства и модернизация
объектов коммунальной
инфраструктуры;
– выполнение государственных
обязательств по обеспечению
жильем установленных категорий
граждан.
Основным инструментом Национального
проекта стала федеральная
целевая программа
«Жилище», на реализацию мероприятий
которой были направлены
дополнительные средства
федерального, региональных и
местных бюджетов.
За время реализации Нацпроекта
удалось повысить доступность
приобретения жилья для
населения. В 2004 году только
9% семей имели покупательную
способность приобрести стандартное
жилье за счет собственных
или заемных средств. В
2007 году – 18%. Цель Проекта
состоит в увеличении этой доли к
2010 году до 30%.
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРИОРИТЕТНОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО
ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ И
КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ –
ГРАЖДАНАМ РОССИИ»
Покупательная способность
2004 ã. - 9% семей
2007 ã. – 18% семей
Увеличение объема ввода
жилья
2000 ã. – 30,3 ìëí.êâ.ì
2007 ã. – 61 ìëí.êâ.ì
Ввод жилья на душу населения
2000
ã. – 0,21 êâ.ì на ÷åë.
2007 ã. – 0,42 êâ.ì
Несмотря на трудности внедрения
новых механизмов в сфере
жилищного строительства,
удалось достичь устойчивых
темпов роста объемов ввода
жилья. Объемы жилищного
строительства увеличиваются с
2001 ãîäà, но если в 2005 году
темпы роста ввода жилья составили
лишь 6%, то в 2006 году
– уже 16%, а в 2007 году –
около 21%, то åñòü, введено 61
ìëí. êâ. м æèëüÿ, а это в 2 раза
превышает уровень 2000 года.
В прошлом году в 18 регионах
уровень ввода превысил 1
ìëí.êâ.ì. Среди íèõ, в том ÷èñÑ.
Баринов. О проекте долгосрочной стратегии массового строительства жилья …
97
Стр.1