ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Комитет Государственной Думы по вопросам МСУ,
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам
О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ УКРЕПЛЕНИЯ
ФИНАНСОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ1
ственной Думы по вопросам местного
самоуправления Мокрый
Â.Ñ.1
П
Председательствующий
Уважаемые коллеги, позвольте
мне открыть работу «круглого
стола», проводимого по инициативе
двух комитетов Государственной
Думы: комитета по бюджетной
политике и комитета по
вопросам местного самоуправления.
Мне
абсолютно справедливо
Надежда Сергеевна подсказывает,
что инициатива проведения
подобного «круглого стола» принадлежит
также и Сообществу
финансистов Российской Федерации,
а также Всероссийскому
совету местного самоуправления,
который представляет Гальченко
Валерий Владимирович.
Уважаемые коллеги, в работе
нашего «круглого стола» принимают
участие представители правительства
Российской Федерации,
прежде всего Министерства
финансов. И я рад, что в работе
«круглого стола» принимает участие
заместитель министра финансов
Силуанов Антон Германович
со своими коллегами.
В работе «круглого стола»
принимают участие представители
Счетной палаты Российской
Федерации, руководители регионов
и, прежде всего представители
финансово-бюджетного
блока,
представители муниципальных
образований: ученые,
эксперты, специалисты и наша
многоуважаемая пресса.
1 Стенограмма «круглого стола» с
участием представителей общероссийской
общественной организации
«Всероссийский Совет местного самоуправления»,
Сообщества финансистов
России 19 октября 2006 ãîäà.
12
редседательствующий – председатель
Комитета ГосударНа
повестке у нас с вами один
вопрос, он обозначен в ваших
программах, которые вам розданы
«О проблемах и перспективах
укрепления финансовых основ
местного самоуправления».
Прежде чем предоставить основной
доклад для Антона Германовича
Силуанова, как представителя
Министерства финансов,
мне хотелось бы сделать
сообщение от имени Комитета по
вопросам местного самоуправления,
предваряя наш разговор.
Уважаемые коллеги, принятие
федерального закона ¹131 «Об
общих принципах организации
местного самоуправления» стало
важным шагом совершенствования
правовой базы организации
местного самоуправления в Российской
Федерации.
Вместе с тем, по мере реализации
федерального закона, вс¸
более значимой становится задача
финансового обеспечения
реализации этого закона.
При подготовке реформы местного
самоуправления, расходные
обязательства муниципальных
образований определялись
достаточно, на наш взгляд, ориентировочно,
на основе разграничения
полномочий между органами
публичной власти всех
уровней.
Между òåì, в период 2005 и
2006 годов произошло расширение
перечня вопросов местного
значения, большая часть из которых
привела к увеличению объ¸ма
расходных обязательств муниципальных
образований.
На наш взгляд перерасчета
объ¸ма этих обязательств на основе
использования социальных
норм и нормативов не последовало.
…
в 2006 году для реализации
федерального закона необходимо
дополнительно 360 миллиардов
ðóáëåé, что в 1,7 раза выше
затрат на эти цели в 2005 ãîäó.
Вследствие сложившейся ситуации
с финансовым обеспечением
реформы местного самоуправления,
ид¸т вымывание
собственной компетенции органов
местного самоуправления, в
первую очередь, в сельских поселениях
и малых городах. Причем,
это осуществляется на законных
основаниях, в частности,
пут¸м заключения соглашения, в
передаче части полномочий поселений,
включая бюджетноналоговые
полномочия, органам
местного самоуправления муниципальных
районов.
В результате этого, распределение
доходов безвозмездных
перечислений местных бюджетов
в 2006 году по типам муниципальных
образований складывается
в пользу городских округов
и муниципальных районов. И
только малая часть (около четырех
процентов) доходов имеет
поселение.
Несмотря на некоторое сокращение
расч¸тного дефицита
местных бюджетов в 2006 ãîäó,
по сравнению с 2005-ì, у большинства
субъектов Российской
Федерации собственные доходы
местных бюджетов смогут обеспечить
покрытие не более 50-ти
процентов расходных обязательств
местных бюджетов.
При этом следует учесть, что
вскрытый дефицит местных бюджетов
составляет более 300
млрд. рублей. Поэтому первостепенную
значимость приобретают
методики распределения
региональной финансовой помощи,
от которых в первую очередь
будет зависеть обеспеченность
расходных потребностей
местных бюджетов доходными
источниками.
Одной из целей реформы местного
самоуправления является
выравнивание уровня социальноэкономического
развития терриМУНИЦИПАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИКА N¹1/2007 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стр.1