Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ
О ВЗЫСКАНИИ РАСХОДОВ ЗА УСЛУГИ ПО БЕСПЛАТНОМУ
ПРОЕЗДУ НА ТРАНСПОРТЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2006 ã.
Президиум Высшего Арбитражного
Суда РФ
рассмотрел заявление муниципального
предприятия «Тольяттинское
пассажирское автотранспортное
предприятие ¹3»
о пересмотре в порядке надзора
решения суда первой инстанции
от 28.06.2005, постановления
суда апелляционной инстанции
от 12.09.2005 Арбитражного суда
Самарской области по делу
¹À55-2623/2005-40 и постановления
Федерального арбитражного
суда Поволжского округа от
06.12.2005 по тому же äåëó.
В заседании приняла участие
представитель заявителя – Чулкова
À.À.
Заслушав и обсудив доклад
судьи Козловой О.А., а также
объяснения представителя заявителя,
Президиум установил
следующее.
Муниципальное предприятие
пассажирское
«Тольяттинское
автотранспортное предприятие
¹3»
(далее – транспортное
предприятие, истец) обратилось
в Арбитражный суд Самарской
области с иском к Министерству
финансов РФ, Министерству
управления финансами Самарской
области о взыскании солидарно
в равных долях за счет
казны РФ и за счет казны Самарской
области 11353657 рублей
расходов, не возмещенных истцу
за период с 01.01.2003 по
01.01.2004 за услуги по бесплатному
проезду на транспорте общего
пользования городского и
пригородного сообщения, предоставленные
инвалидам I, II, III
группы, детям-инвалидам, лицам,
сопровождающим инвалидов
I группы и детей-инвалидов,
во исполнение Федерального
закона от 24.11.1995 ¹181-ÔÇ
«О социальной защите инвалидов
в РФ» (далее – Закон о социальной
защите инвалидов).
К участию в деле в качестве
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований относительно
предмета спора, привлечены
мэрия города Тольятти,
администрация Ставропольского
района Самарской области.
Решением суда первой инстанции
от 28.06.2005 в удовлетворении
искового требования
отказано.
Постановлением суда апелляционной
инстанции от 12.09.2005
решение оставлено без изменения.
Федеральный
арбитражный
суд
Поволжского округа постановлением
от 06.12.2005 оставил
указанные судебные акты без
изменения.
При этом суды исходили из
следующего.
Законом о социальной защите
инвалидов порядок возмещения
транспортным
предприятиям
расходов, связанных с реализацией
упомянутой льготы, не определен.
Согласно
пункту 5 статьи 790
Гражданского кодекса РФ в случаях,
когда в соответствии с законом
или иными правовыми актами
установлены льготы или
преимущества по провозной плате
за перевозку грузов, пассажиров
и багажа, понесенные в связи
с этим расходы возмещаются
транспортной организации за
счет средств соответствующего
бюджета.
Истец ссылается на то, что за
спорный период им оказаны услуги
по бесплатному проезду
указанных
лиц
на
сумму
14648200 ðóáëåé, а возмещено
только 3294543 ðóáëÿ.
Пунктом 2 Порядка предоставления
и расходования в 2001 году
средств Фонда компенсаций
на реализацию федеральных законов
«О социальной защите инвалидов
в РФ» и «О государственных
пособиях
гражданам,
имеющим детей», утвержденного
постановлением Правительства
РФ от 14.07.2001 ¹536, который
¹3719/06
действовал и в 2003 году, предусмотрено,
что предоставление
субсидий и субвенций бюджетам
субъектов РФ осуществляет Министерство
финансов РФ на основании
сводной бюджетной
росписи федерального бюджета
в пределах объемов финансирования
и лимитов бюджетных обязательств,
утверждаемых в определенном
порядке.
Как установлено судами, Департамент
управления финансами
Самарской области в письмах
от 08.05.2003 ¹05-09/111, от
13.08.2003 ¹05-09/199 обращался
к Министерству финансов
РФ, указывая, что выделяемые
средства на реализацию Закона
о социальной защите инвалидов
составляют лишь 30 процентов
от потребности.
Министерство финансов РФ
сообщило письмом от 01.09.2003
¹10-5-11/3-18, что источника
для дополнительного финансирования
данных льгот в федеральном
бюджете не предусмотрено.
Суды
также установили, что в
соответствии с Федеральным
законом «О федеральном бюджете
на 2003 год» Самарской области
на реализацию Закона о
социальной защите инвалидов
выделено 166597000 ðóáëåé, которые
распределены между получателями
бюджетных средств
по целевому назначению в полном
объеме, и пришли к выводу
об отсутствии оснований компенсировать
расходы
истца
сверх этих средств.
В заявлении, поданном в
Высший Арбитражный Суд РФ, о
пересмотре в порядке надзора
решения суда первой инстанции,
постановлений судов апелляционной
и кассационной инстанций
транспортное предприятие просит
их отменить, ссылаясь на
нарушение судами единообразия
в толковании и применении норм
права, и направить дело на новое
Президиум ВАС РФ. О взыскании расходов за услуги по бесплатному проезду на транспорте … 93
Стр.1