ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Счетная палата РФ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ1
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время аудит эффективности является одним из
основных видов контроля исполнения государственного бюджета, осуществляемого высшими
органами финансового контроля
зарубежных стран. <...> Как подчеркивается в статье 4 «Лимской декларации руководящих принципов
контроля», принятой IХ Конгрессом Международной организации высших контрольных органов
(ИНТОСАИ) в 1977 году, он «направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно
расходуются
государственные
средства. <...> Характерно, что хотя в нем неоднократно говорится о контроле
эффективности, словосочетание
«проверка эффективности» в тексте закона вообще отсутствует. <...> Так, в статье 15 «Ревизии и проверки» записано, что в ходе проведения ревизий и проверок определяется лишь «своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета», что, по
существу, является элементами
содержания финансового аудита,
а не аудита эффективности. <...> Для того чтобы Счетная палата
могла реализовать задачу определения эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности
в полной мере, необходимо решить следующие основные проблемы:
· законодательно определить
аудит эффективности как разновидность государственного финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой в виде
проверок эффективности использования бюджетных средств
и государственной собственности во всех областях деятельности государства;
· провести реформирование
бюджетного процесса на основе
внедрения
бюджетирования,
ориентированного на результат;
· разработать в Счетной палате методологическую базу для
проведения аудита эффективности в соответствии с общепринятыми в развитых зарубежных
странах принципами и методами. <...> Это метод формирования и исполнения бюджета <...>
Методика_проведения_аудита_эффективности_использования_государственных_средств.pdf
ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Счетная палата РФ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ1
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время аудит эффективности
является одним из
основных видов контроля исполнения
государственного бюджета,
осуществляемого высшими
органами финансового контроля
зарубежных стран. Как подчеркивается
в статье 4 «Лимской декларации
руководящих принципов
контроля», принятой IХ Конгрессом
Международной организации
высших контрольных органов
(ÈÍÒÎÑÀÈ) в 1977 ãîäó, он «направлен
на проверку того, насколько
эффективно и экономно
расходуются
государственные
средства. Такой контроль включает
не только специфические
аспекты управления, но и всю
управленческую деятельность, в
том числе, организационную и
административную системы».
В соответствии со стандартами
ИНТОСАИ (42 и 43) орган государственного
финансового
контроля
может проводить проверки
эффективности и делать
выводы о неэффективном расходовании
бюджетных средств при
наличии законодательно установленного
права на данный вид
проверок в отношении всех областей
деятельности государства,
связанных с расходованием
бюджетных средств.
Такое право Счетной палаты
на осуществление данного вида
бюджетного контроля, с одной
стороны, установлено в перечне
задач, сформулированных в статье
2 Федерального закона «О
Счетной палате Российской Федерации»,
– это определение
эффективности и целесообразности
расходов государственных
средств и использования федеральной
собственности. Но, с
другой стороны, в законе нет
норм прямого действия по проведению
аудита эффективности.
Характерно, что хотя в нем неоднократно
говорится о контроле
эффективности, словосочетание
«проверка эффективности» в тексте
закона вообще отсутствует.
Так, в статье 15 «Ревизии и проверки»
записано, что в ходе проведения
ревизий и проверок определяется
лишь «своевременность
и полнота взаимных платежей
проверяемого объекта и федерального
бюджета», что, по
существу, является элементами
содержания финансового аудита,
а не аудита эффективности.
Для того чтобы Счетная палата
могла реализовать задачу определения
эффективности и целесообразности
расходов государственных
средств и использования
федеральной собственности
в полной мере, необходимо решить
следующие основные проблемы:
·
законодательно определить
аудит эффективности как разновидность
государственного финансового
контроля, осуществляемого
Счетной палатой в виде
проверок эффективности использования
бюджетных средств
и государственной собственности
во всех областях деятельности
государства;
· провести реформирование
бюджетного процесса на основе
внедрения
бюджетирования,
ориентированного на результат;
· разработать в Счетной палате
методологическую базу для
проведения аудита эффективности
в соответствии с общепринятыми
в развитых зарубежных
странах принципами и методами.
Как известно, Бюджетный кодекс
Российской Федерации,
определяя эффективность и экономность
использования бюджетных
средств одним из принципов
бюджетной системы, устанавливает
обязанность получателей
бюджетных средств эффективно
использовать бюджетные
средства в соответствии с их
целевым назначением. Однако
существующая
организация
бюджетного процесса фактически
не имеет механизмов реализации
ни данного принципа, ни
указанной обязанности.
Причина1
заключается в том,
что действующая система формирования
и исполнения федерального
бюджета, учета и отчетности
не ориентирована на повышение
эффективности государственных
расходов. Она носит
затратный характер и не
имеет количественно измеримых,
социально значимых заданных
результатов расходования государственных
средств, на достижение
которых должна быть направлена
деятельность их получателей.
Такая
организация бюджетного
процесса существенно ограничивает
возможности повышения
эффективности государственных
расходов и использования
соответствующей системы ее
измерения и оценок. Отсюда органы
исполнительной власти не
1 Принята решением Коллегии
Счетной палаты Российской Федерации
от 23 апреля 2004 ãîäà, протокол
¹13(383). Методика разработана в
Департаменте аналитического и методологического
обеспечения. Ответственный
исполнитель – Саунин Анатолий
Николаевич: ò. 986-14-05; начальник
Департамента – Анисимова Галина
Анатольевна: ò. 986-14-80; секретариат
Департамента: ò. 986-15-18.
www.ach.gov.ru. Публикуется в «Муниципальной
экономике» исходя из возможности
и целесообразности применения
относительно муниципальных
средств в деятельности представительных
и контрольных органов муниципальных
образований.
Счетная палата РФ. Методика проведения аудита эффективности …
15
Стр.1