ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Компания «Про-Грамма»1
ВЫДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ
КАК УЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ
Актуальность
Выделение и паспортизация
бюджетных услуг являются обязательным элементом системы
результативного управления и
результативного бюджетирования, построенных на модели
«сервисного» государства или
муниципалитета. <...> Причем те
зоны, в которых население непосредственно заинтересованно как
получатель бюджетных услуг, которые напрямую зависят от деятельности органов власти и которые прямо предписаны федеральным законодательством. <...> 1
Во-вторых,
паспортизация
бюджетных услуг это первый
шаг к разработке и установлению
стандартов качества данных услуг. <...> Если стандартизация бюджетных услуг и (или) их финансовое нормирование ставятся в
качестве целей бюджетной политики региона или муниципального образования, выделение и
1
Компания «Про-Грамма» специализируется на оказании помощи и
поддержки органам государственного
и муниципального управления Российской Федерации в области финансов и административного управления. <...> Это означает, что фактически оказание (точнее финансирование
оказания) данных услуг выступает
расходным обязательством соответствующего уровня власти и,
следовательно, требует должного
к себе отношения. <...> При постановке в качестве
целей бюджетной политики стандартизации бюджетных услуг и
разработки системы финансовых
нормативов расходов на бюджетные услуги; <...> Вместе с тем,
он будет препятствовать полноценному учету себестоимости
данных услуг при исполнении
бюджета и установлению ответственности органов и должностных
лиц за эффективность оказания
данных услуг;
Как дополнение к вышесказанному, реестр бюджетных услуг
(установленный
нормативным
актом) впоследствии может быть
издан в форме «желтых страниц
по услугам органов государственной (муниципальной) власти», т.е.
как путеводитель для потребителя
относительно того где, как и какого качества, он может получить <...>
Выделение_и_описание_бюджетных_услуг_как_учетных_единиц.pdf
ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Компания «Про-Грамма»1
ВЫДЕЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ
КАК УЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ
Актуальность
Выделение и паспортизация
бюджетных услуг являются обязательным
элементом системы
результативного управления и
результативного бюджетирования,
построенных на модели
«сервисного» государства или
муниципалитета. В то же время,
данный комплекс мероприятий
имеет большое самостоятельное
значение с точки зрения повышения
эффективности государственного
и муниципального
управления.
Во-первых, выделение и описание
бюджетных услуг позволяют
четко идентифицировать зоны
ответственности органов власти
перед населением. Причем те
зоны, в которых население непосредственно
заинтересованно как
получатель бюджетных услуг, которые
напрямую зависят от деятельности
органов власти и которые
прямо предписаны федеральным
законодательством. Как
следствие, появляется возможность
с одной стороны, сконцентрировать
усилия на наиболее
важных для жителей задачах, а с
другой стороны – реально обеспечить
их решение за счет действий
органов власти.1
Во-вторых,
паспортизация
бюджетных услуг – это первый
шаг к разработке и установлению
стандартов качества данных услуг.
Если стандартизация бюджетных
услуг и (или) их финансовое
нормирование ставятся в
качестве целей бюджетной политики
региона или муниципального
образования, выделение и
1 Компания «Про-Грамма» специализируется
на оказании помощи и
поддержки органам государственного
и муниципального управления Российской
Федерации в области финансов
и административного управления.
Адрес офиса: Москва, Славянская
ïëîùàäü, 4/2. Телефон
(ôàêñ): (495) 298-58-01. Электронная
ïî÷òà: info@pro-gramma.ru
описание услуг являются необходимым
условием достижения
данных целей.
В-третьих, независимо от принятой
модели формирования
бюджета, оказание большей части
бюджетных услуг вменено региональной
и муниципальной власти
федеральным законодательством.
Это означает, что фактически оказание
(точнее финансирование
оказания) данных услуг выступает
расходным обязательством соответствующего
уровня власти и,
следовательно, требует должного
к себе отношения. И в первую
очередь – выделения услуг как
единиц расходных обязательств и
учета их стоимости для бюджета и
населения. Только в этом случае
можно ставить сам вопрос о повышении
эффективности расходов
бюджета, направляемых на выполнение
обязательств государства
(муниципального образования) по
оказанию населению бюджетных
(социальных) услуг. С учетом того,
что доля бюджетных услуг в бюджетах
субъектов РФ и муниципальных
образований является
преобладающей, их выделение и
описание приобретают ключевое
значение для повышения эффективности
бюджетных расходов.
Таким образом, проект по выделению
и описанию (паспортизации)
бюджетных услуг является
особенно актуальным в следующих
ситуациях:
1. При организации на уровне
региона или муниципального образования
системы результативного
управления и/или бюджетирования
ориентированного на
результат;
2. При постановке в качестве
целей бюджетной политики стандартизации
бюджетных услуг и
разработки системы финансовых
нормативов расходов на бюджетные
услуги;
3. При постановке целей повышения
эффективности бюджетных
расходов, направляемых
на оказание населению бюджетных
(социальных) услуг.
При реализации данного проекта,
может быть выбрана одна
из вариаций возможного оформления
его результатов:
· во-первых, это описание
услуг в рамках нормативного акта
(или нескольких нормативных
актов), институционально закрепляющих
ответственность органов
власти по оказанию данных
услуг. Данный вариант в первую
очередь необходим в случае построения
открытой и публичной
системы ответственности органов
власти за результаты их деятельности;
·
во-вторых, это составление
и ведение сводного реестра бюджетных
услуг как одного из инструментов
бюджетной политики.
Такой вариант позволит осуществить
ряд оптимизационных мероприятий
в рамках данных услуг (в
том числе разработку стандартов
бюджетных услуг). Вместе с тем,
он будет препятствовать полноценному
учету себестоимости
данных услуг при исполнении
бюджета и установлению ответственности
органов и должностных
лиц за эффективность оказания
данных услуг;
Как дополнение к вышесказанному,
реестр бюджетных услуг
(установленный
нормативным
актом) впоследствии может быть
издан в форме «желтых страниц
по услугам органов государственной
(муниципальной) власти», т.е.
как путеводитель для потребителя
относительно того где, как и какого
качества, он может получить
соответствующие услуги. Такая
практика распространена в ряде
развитых западных стран.
Услуги нашей компании
ООО «Про-Грамма» оказывает
региональным органам исполнительной
власти и местным администрациям
поддержку по выделению
и описанию бюджетных
услуг в следующих формах:
Компания «Про-Грамма». Выделение и описание бюджетных услуг как учетных единиц
19
Стр.1