Е. Житкова1
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
И СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ (ОПЫТ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
После нескольких лет функционирования
большинства социально-экономических
систем в условиях
«рынка без плана», уже с
1995 г. российскими экономистами
была осознана ошибочность
такого курса как на микро-, так и
на макроуровне. Поэтому исследования
в области планирования
социально-экономического развития
выдвинулись на первый
ïëàí. С 1997 ã. все больше исследований
ведется на уровне субъектов
Федерации и отдельных
городов. Но практически нет работ,
позволяющих объединить
региональный прогноз с методами
градостроительного проектирования
на стыке между ними – в
крупных городских агломерациях.1
Понимание того, что задача
эта настоятельно требует решения,
есть у многих представителей
органов власти, и
региональной, и местной. Так,
еще
в
1996 ã.
Ê.À. Òèòîâ,
Â.ß. Ëþáîâíûé, Ã.Ð. Хасаев и ряд
др. авторов в своем исследовании,
посвященном развитию Самарско-Тольяттинской
агломерации,
отмечали необходимость
согласования интересов субъекта
Федерации и муниципальных
образований в его составе.2 Целью
развития
СамарскоТольяттинской
агломерации эти
авторы видели «обеспечение ее
устойчивого и эффективного
развития в экономическом, социальном,
экологическом и территориально-планировочном
аспектах».3
В
настоящее время не оставляет
никаких сомнений утверждаемый
многими экономистами
(íàïðèìåð, Â.Ë. Глазычев и äð.)
1 Житкова Е.Л., преподаватель
Тольяттинского филиала Поволжской
академии государственной службы
имени П.А. Столыпина.
2 Титов Ê.À., Любовный Â.ß., Хасаев
Г.Р. и др. Самарско-Тольяттинская
агломерация: современное состояние
и пути устойчивого развития. М.:
Íàóêà. 1996.
3 Там æå. Ñ.117.
тезис о том, что именно муниципальные
образования, и прежде
всего, города, являются реальными
субъектами развития – как
муниципального, так и регионального.
Некоторые
крупные города
создают гораздо больше прибавочной
стоимости, чем все остальные
муниципальные образования
региона. Тот же Тольятти
на протяжении десятков лет является
основным источником
налоговых поступлений для областного
бюджета.
На протяжении последнего десятилетия
Самарская область
является одним из самых успешных
регионов России с точки
зрения привлечения инвестиций
в реальное производство и развития
отраслей на базе созданных
в советское время конкурентных
преимуществ. Усилиями
руководителей региона и муниципальных
образований в его
составе в Самарской области
активно внедряются перспективные
технологии управления региональным
развитием: программно-целевой
подход, маркетинг
территорий, индикативное
планирование. Именно поэтому
изучение опыта организации
управления социально-экономическими
процессами в Самарской
области представляет научный
интерес.
Разработка документов стратегического
развития территорий
в пределах данного региона
формируется на основе двух
подходов – индикативного планирования
и программно-целевого
управления.
С целью решения задачи согласования
интересов субъектов
планирования по инициативе
Администрации области в Самаре
в октябре 2001 ã. был организован,
ставший затем традиционным,
первый окружной Приволжский
форум, посвященный
стратегиям регионального развития.
Проводимая работа способствовала
вовлечению в разработку
стратегий многих муниципалитетов.
В настоящее время 7 из 10
городов (Самара, Тольятти, Сызрань,
Похвистнево, Новокуйбышевск,
Отрадный, Жигулевск), а
также 7 сельских муниципальных
районов Самарской области работают
над стратегиями. Многие
из них впервые составляли такие
документы уже несколько лет
назад, а сейчас обновляют стратегические
планы (см. далее
табл. 3). Самарская область, в
целом, в скором времени также
определится с выбором варианта
стратегии своего развития.
При разработке программных
документов руководствуются как
нормативно-правовой базой по
России:
1. Распоряжение Правительства
Российской Федерации
от
14.06.2001 ã. ¹800-ð;
2. Типовой макет программы
экономического и социального
развития субъекта РФ (приказ
Министерства экономического и
социального развития и торговли
РФ от 17.06.2002 ã. ¹170 «Î совершенствовании
разработки,
утверждения
и реализации программ
экономического и социального
развития субъектов Российской
Федерации)»;
так и нормативно-правовыми
документами регионального и
муниципального уровня.
В частности, в настоящее время
для муниципальных образований
области формируется единая
методология разработки документов
стратегического развития.
Так, Губернатором Самарской
области внесен проект закона
Самарской области «О государственном
прогнозировании,
индикативном планировании и
программировании социальноэкономического
развития Самарской
области».4
4 Проект Закона Самарской области
«О государственном прогнозировании,
индикативном планировании и
программировании социально-экономического
развития Самарской области».
Å.
Житкова. Организация планирования развития территории …
7
Стр.1