ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Конгресс муниципальных образований РФ
ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ:
ЦЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Данная работа подготовлена Центром аналитических исследований Конгресса муниципальных образований Российской Федерации по заказу Сообщества финансистов России и базируется на исходной информации, подготовленной субъектами Федерации по методике, разработанной к.э.н. <...> Игудиным А. Г. (НИФИ
при Минфине РФ), и представляет собой аналитические и информационно-статистические разработки
субъектов Федерации по их собственной оценке межбюджетных отношений как с федеральным центром,
так и с муниципальными образованиями. <...> Предлагаемый материал базируется на информации представленной 25 субъектами Федерации и посвящен целям, анализу состояния и перспективам бюджетного выравнивания. <...> В нем достаточно подробно рассмотрены вопросы: выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, формирование налоговых доходов муниципальных образований и финансовой помощи как важнейших составляющих
доходов муниципальных бюджетов, проанализированы результаты выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований по 25 субъектам Федерации, а также рассмотрены перспективы реформирования выравнивания и предложен альтернативный путь повышения бюджетной обеспеченности
муниципальных образований. <...> В Приложениях представлены некоторые графические иллюстрации, которые в наглядной форме демонстрируют различные аспекты бюджетного процесса, а также диаграммы с результатами выравнивания муниципальных бюджетов субъектов Российской Федерации. <...> Федеральный уровень выравнивает бюджетную обеспеченность
субъектов Федерации, субъекты Федерации выравнивают муниципальные районы, городские округа и
поселения и даже муниципальные районы в соответствии с новым Бюджетным Кодексом получили полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, находящихся <...>
Выравнивание_бюджетной_обеспеченности_цели,_результаты,_перспективы.pdf
Конгресс муниципальных образований РФ
ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ:
ЦЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Данная работа подготовлена Центром аналитических исследований Конгресса муниципальных образований
Российской Федерации по заказу Сообщества финансистов России и базируется на исходной информации,
подготовленной субъектами Федерации по методике, разработанной к.э.н. Игудиным А. Г. (НИФИ
при Минфине РФ), и представляет собой аналитические и информационно-статистические разработки
субъектов Федерации по их собственной оценке межбюджетных отношений как с федеральным центром,
так и с муниципальными образованиями.
Предлагаемый материал базируется на информации представленной 25 субъектами Федерации и посвящен
целям, анализу состояния и перспективам бюджетного выравнивания. В нем достаточно подробно
рассмотрены вопросы: выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, формирование
налоговых доходов муниципальных образований и финансовой помощи как важнейших составляющих
доходов муниципальных бюджетов, проанализированы результаты выравнивания бюджетной обеспеченности
муниципальных образований по 25 субъектам Федерации, а также рассмотрены перспективы реформирования
выравнивания и предложен альтернативный путь повышения бюджетной обеспеченности
муниципальных образований.
В Приложениях представлены некоторые графические иллюстрации, которые в наглядной форме демонстрируют
различные аспекты бюджетного процесса, а также диаграммы с результатами выравнивания муниципальных
бюджетов субъектов Российской Федерации.
ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Выравнивание бюджетной обеспеченности в
России является полномочием, которым наделены
все уровни бюджетной системы. Федеральный уровень
выравнивает бюджетную обеспеченность
субъектов Федерации, субъекты Федерации выравнивают
муниципальные районы, городские округа и
поселения и даже муниципальные районы в соответствии
с новым Бюджетным Кодексом получили полномочия
по выравниванию бюджетной обеспеченности
поселений, находящихся в границах района.
Важнейшей причиной такой роли процессов выравнивания
на всех уровнях является выраженная
межрегиональная и внутрирегиональная дифференциация
развития экономической, ресурсной базы,
демографического потенциала, социальной
сферы и как результат жизненного уровня населения
как регионов, так и территорий внутри самих
регионов. Наиболее эффективно развивающимися
в условиях рыночных условий оказались регионы с
экспортноориентированными отраслями промышленности,
с диверсифицированной экономической
базой, представленной добычей и переработкой у
сырьевых ресурсов, выполняющие центральные
12
функции (Москва). Большинство регионов с преобладанием
отраслей оборонной промышленности и
устаревших обрабатывающих производств за все
время реформенных преобразований не смогли
адаптироваться к условиям рынка и отличаются
низким уровнем экономического развития, слабой
налогооблагаемой базой, высоким уровнем безработицы
и низкими доходами населения.
В результате в настоящее время на территории
России всего лишь 18 недотационных субъектов
Федерации, являющихся донорами. Все остальные
регионы являются реципиентами, поддержание
жизненного уровня населения, а, следовательно, и
обеспечение стабильности в которых в значительной
степени зависит от финансовых вливаний из
“центра”, а фактически из регионов–доноров.
С целью решения проблем финансовой стабильности
в регионах, развития налогооблагаемой базы
федеральный центр идет по пути закрепления за
бюджетами субъектов федерации постоянных налоговых
источников. Выравнивание субъектов Федерации
во избежание субъективизма при определении
объемов перераспределяемых финансовых реМУНИЦИПАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИКА N¹2/2005 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стр.1