Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637401)
Контекстум
Электро-2024

К вопросу о комплексности предмета и методах муниципальной отрасли права (66,00 руб.)

0   0
Первый авторСоловьев
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц3
ID173214
Аннотация«… Рассматривая предмет муниципальной отрасли права, следует учитывать, что правовое регулирование местного самоуправления замыкает на местном уровне многие публично-правовые и частно-правовые конструкции…» С.Соловьев
Соловьев, С. К вопросу о комплексности предмета и методах муниципальной отрасли права : статья / С. Соловьев .— Муниципальное право №5 .— : Институт муниципального управления, 2010 .— 3 с. — С.12-14 .— URL: https://rucont.ru/efd/173214 (дата обращения: 04.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

* К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРАВА В настоящее время муниципальная отрасль права представляет собой взаимосвязанную совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением местного самоуправления. <...> * Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что «они возникают в особой сфере жизни общества, которую Конституция РФ определяет как «местное самоуправление». <...> 1 В отношении же самого понятия и содержания местного самоуправления на протяжении истории муниципального права высказывалось немало мнений. <...> К примеру, Г. Еллинек определял его как «...государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое в противоположность государственно-бюрократическому есть управление через посредство самих заинтересованных лиц»2. <...> Л.А. Велихов считал, что местное самоуправление это «... децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действи* Соловьев Сергей Геннадьевич, заведующий кафедрой Конституционного, административного и муниципального права Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук. <...> 12 тельность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением»4. <...> Однако, если говорить о правовой материи, то следует указать, что в настоящее время местное самоуправление нормативно определяется как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно <...>
К_вопросу_о_комплексности_предмета_и_методах_муниципальной_отрасли_права.pdf
С. Соловьев* К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРАВА В настоящее время муниципальная отрасль права представляет собой взаимосвязанную совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением местного самоуправления.* Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что «они возникают в особой сфере жизни общества, которую Конституция РФ определяет как «местное самоуправление».1 В отношении же самого понятия и содержания местного самоуправления на протяжении истории муниципального права высказывалось немало мнений. К примеру, Г. Еллинек определял его как «...государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое в противоположность венно-бюрократическому государстесть управление через посредство самих заинтересованных лиц»2 . И. Редлих под местным самоуправлением понимал «... осуществление местными жителями или их избранными представителями тех или иных обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву»3 . Л.А. Велихов считал, что местное самоуправление это «... децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действи* Соловьев Сергей Геннадьевич, заведующий кафедрой Конституционного, административного и муниципального права Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук. 1 ципальное право. М., 1997. С.5. 2 дарстве. Спб., 1908. С.466. 3 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. МуниЕллинек Г. Общее учение о госуРедлих И. Английское местное самоуправление. Спб., 1908. Т.2. С.462. 12 тельность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением»4 . Однако, если говорить о правовой материи, то следует указать, что в настоящее время местное самоуправление нормативно определяется как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций5 . Рассматривая предмет муниципальной отрасли права, следует учитывать, что правовое регулирование местного самоуправления замыкает на местном уровне многие публично-правовые и частноправовые конструкции. Именно это обстоятельство обуславливает подход к муниципальному праву таких ученых, как О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев, в соответствии с которым муниципальное право рассматривается в качестве комплексной отрасли права, так как многие нормы муниципального права, регулирующие на местном (муниципальном) уровне имущественные, финансовые, земельные и другие отношения, являются одновременно нормами гражданского финансового, земельного и других отраслей права6 . хозяйства. М.-Л. 1928. С.235. 5 4 Велихов Л.А. Основы городского Ч.2 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ¹131-ФЗ от 06.10.03 // Российская газета. 2003. 8 октября. 6 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997. С.10. Вместе с тем, такие ученые, как И.В. Выдрин, Н.С. Бондарь, Н.Л. Пешин, Е.С. Шугрина, отмечая комплексность муниципального права, доказывают при этом его самостоятельность, несмотря на то, что для муниципального права характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей7 . В нашем понимании, комплексность отдельных институтов муниципального права, таких как институт муниципальной службы, институт имущественной основы местного самоуправления, институт финансовой основы местного самоуправления и некоторых других, отнюдь не свидетельствует о производности муниципального права от каких-либо основных отраслей. Отмеченное мнение обусловлено тем, что Российская правовая система представляет собой сложное, комплексное образование, в рамках которого невозможно выделить отрасль, в составе которой не имелось межотраслевых правовых институтов, состоящих из юридических норм, включаемых в состав других отраслей права. К примеру, в составе конституционного права имеются нормы, определяющие основы института права собственности, являющегося традиционным институтом гражданского права. В составе административного права изучаются отдельные правовые аспекты высших органов государственной власти, составляющих отдельный институт конституционного права. Можно до бесконечности приводить подобные примеры взаимопроникновения различных от7 См., например: Выдрин И.В. Местное самоуправление в РФ: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект). Диссертация на соискание уч. степ. докт. юрид. наук. Екатеринбург. 1998; Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов н/Д, 1998. С. 55-63; Пешин Н.Л. Конституционные основы местного самоуправления // Конституционное законодательство России. М., 1999. С.261-282; Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 1999. С.25. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹4/2010 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1