Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации
по Нижегородской области
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРЕДЕЛАХ
ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА, В СФЕРЕ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
М
естное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской
Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на
всей территории Российской
Федерации. <...> В соответствии со статьей 12
Конституции Российской Федерации местное самоуправление
самостоятельно в пределах своих
полномочий. <...> Органы местного
самоуправления не входят в систему органов государственной
власти. <...> Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации
местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение
населением вопросов местного
значения, владение, пользование
и распоряжение муниципальной
собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм
прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы местного самоуправления. <...> В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в соответствии с которой органы местного самоуправления, обеспечивающие одновременно эффек-
тивное и приближенное к гражданам управление, признаны одной из базовых основ демократического строя. <...> Одним из этапов реформы
стало принятие Федерального
закона от 6 октября 2003 года
¹131-ФЗ «Об общих принципах
организации
местного
самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон ¹131-ФЗ), который существенно изменил концепцию местного самоуправления. <...> Общественные отношения в
сфере местного самоуправления
также урегулированы следующими федеральными нормативными
правовыми актами:
· Федеральным законом от 26
ноября 1996 года ¹138-ФЗ «Об
обеспечении
конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
· Федеральным законом от 6
октября <...>
Обзор_законодательства_субъектов_Российской_Федерации,_находящихся_в_пределах_Приволжского_федерального_округа,_в_сфере_местного_самоуправления.pdf
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации
по Нижегородской области
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРЕДЕЛАХ
ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА, В СФЕРЕ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ституционного строя Российской
Федерации, признается, гарантируется
и осуществляется на
всей территории Российской
Федерации.
Развитие системы местного
М
самоуправления является одним
из важнейших и приоритетных
направлений в политике Российской
Федерации, представляет
собой один из важнейших институтов
современного общества.
Президент России Д.А. Медведев
обозначил работу по развитию
местного самоуправления в качестве
одной из приоритетных
задач государства. В своем Послании
Федеральному Собранию
Российской Федерации 5 ноября
2008 года он указал на необходимость
дальнейшего совершенствования
законодательства в
сфере местного самоуправления.
В соответствии со статьей 12
Конституции Российской Федерации
местное самоуправление
самостоятельно в пределах своих
полномочий. Органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной
власти. Согласно статье 130 Конституции
Российской Федерации
местное самоуправление в Российской
Федерации обеспечивает
самостоятельное решение
населением вопросов местного
значения, владение, пользование
и распоряжение муниципальной
собственностью и осуществляется
гражданами путем референдума,
выборов, других форм
прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы местного
самоуправления.
В 1998 году Россия ратифицировала
Европейскую хартию местного
самоуправления, в соответствии
с которой органы местного
самоуправления, обеспечивающие
одновременно эффекестное
самоуправление составляет
одну из основ контивное
и приближенное к гражданам
управление, признаны одной
из базовых основ демократического
строя.
Одним из этапов реформы
стало принятие Федерального
закона от 6 октября 2003 года
¹131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»
(далее – Федеральный
закон ¹131-ФЗ), который существенно
изменил концепцию местного
самоуправления.
Система эффективного муниципального
управления, как и вся
система местного самоуправления,
находится в современной
России на стадии становления. В
силу этого законодательная база
местного самоуправления пока
несовершенна и во многом противоречива.
Практическая реализация
Федерального
закона
¹131-ФЗ идет крайне сложно, а
первоначальный срок вступления
его в силу – 1 января 2006 года
был отодвинут до 2009 года.
Принят также ряд других важных
федеральных законов, затрагивающих
интересы местного самоуправления,
в том числе новые
Жилищный и Градостроительный
кодексы Российской Федерации,
постоянно меняется земельное,
налоговое и бюджетное законодательство.
Общественные
отношения в
сфере местного самоуправления
также урегулированы следующими
федеральными нормативными
правовыми актами:
· Федеральным законом от 26
ноября 1996 года ¹138-ФЗ «Об
обеспечении
конституционных
прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления»;
·
Федеральным законом от 6
октября 1999 года ¹184-ФЗ «Об
общих принципах организации
законодательных
(представительных)
и исполнительных органов
государственной
власти
субъектов Российской Федерации»;
·
Федеральным законом от 12
июня 2002 года ¹67-ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в
референдуме граждан Российской
Федерации»;
· Федеральным законом от 30
декабря 2004 гола ¹210-ФЗ «Об
основах регулирования тарифов
организаций коммунального комплекса»;
·
Федеральный закон от 21
июля 2005 года ¹94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных
и муниципальных нужд»;
· Федеральным законом от 2
марта 2007 года ¹25-ФЗ «О муниципальной
службе в Российской
Федерации»;
· Указом Президента Российской
Федерации от 28 апреля
2008 года ¹607 «Об оценке эффективности
деятельности органов
местного самоуправления
городских округов и муниципальных
районов» и другие.
Федеральным законом ¹131ФЗ
установлены следующие полномочия
субъектов Российской
Федерации:
· наделение муниципальных
образований статусом городского,
сельского поселения, муниципального
района, городского
округа, внутригородской территории
городов федерального
значения законами субъектов
Российской Федерации (часть 11
статьи 10, абзац третий части 2
статьи 11);
· установление и изменение
границ территорий муниципальных
образований законами субъектов
Российской Федерации
(часть 2 статьи 10);
Главное управление Министерства юстиции РФ. Обзор законодательства субъектов РФ… 7
Стр.1