Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
НА ТЕРРИТОРИЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ*
С
тепан Михайлович Киричук,
председатель Комитета
Совета Федерации по вопросам
местного*
самоуправления:
Добрый день, уважаемые
коллеги, друзья! Спасибо, что вы
откликнулись на приглашение
нашего комитета пообсуждать
проблемы управления земельными
ресурсами на территории.
Проблема очень щепетильная. И
здесь присутствуют специалисты
тех или других направлений, которые
более конкретно знают в
том или другом направлении, в
чем проблема и что надо бы делать,
почему не отрегулировано.
Я благодарю Василия Михайловича,
который от имени комитета
Государственной Думы Российской
Федерации согласился
принять участие, взвалить на себя
некую часть вопросов и проблем,
которые не могут быть
разрешены здесь и сегодня. Мы
не ставим задачу выяснить все и
тут же принять какие-то меры
для того, чтобы все это быстро
исправить. Но в перспективе
именно такая задача стоит. Потому
что для муниципальных образований,
для органов местного
самоуправления, я имею в виду и
депутатский корпус, и исполнительные
органы местного самоуправления,
сверхважно научиться…
Научиться, наверное, поздно,
учатся, видимо, в школе. А
все-таки надо работать так, чтобы
оказывать качественно публичные
услуги и в том объеме,
который желает это население.
Или же в том объеме, который
возможен, но чтобы об этом тоже
знало население.
Василий Михайлович Тарасюк,
заместитель председателя
Комитета Государственной
Думы по вопросам местного
самоуправления: Уважаемые
коллеги, я, в отличие от
Степана Михайловича, постараюсь
зачитать свой доклад, в нем
высказать свои мнения и, может
*
Стенограмма заседания «круглого
стола» в Совете Федерации 28
октября 2009 года.
быть, выслушать ваши суждения.
Вы прекрасно понимаете, что
вступление с 1 января 2009 года
в полном объеме закона ¹131
потребовало от комитетов, и Совета
Федерации, и Государственной
Думы толкования данного
закона. Это связано с тем, что
данный закон является правовой
основой для реформирования не
только местного самоуправления,
но и смежных отраслей права.
Эта сложность требует большой
разъяснительной работы.
Одна из проблем – это планирование
управления ресурсами
на территориях муниципальных
образований.
Мы все прекрасно понимаем,
что стратегическое развитие
страны зависит от внедрения
новых технологий, инноваций,
как будет работать промышленное
производство, сельское хозяйство
и другие отрасли нашей
экономики. Мы знаем, что Правительство
планирует инновационное
развитие всего экономического
потенциала страны, но,
тем не менее, этот потенциал
экономики сосредоточен, прежде
всего, в муниципальных образованиях,
и именно там очень многое
зависит от совершенствования
планирования развития территорий.
В то же время мы
должны помнить, что территориальное
планирование – это не
столько планирование инвестиций,
сколько планирование организационных
мер. Оно не определяет
ни конкретного пользователя,
ни сроков использования
территорий.
Территориальное
планирование – это, прежде всего,
инструмент совместного государственного
и муниципального
управления. Именно в этот
период кризиса мы все поняли,
что без планирования, даже без
мирового планирования развитые
страны из кризиса не могут
выйти.
Территориальное планирование
должно подчиняться, в первую
очередь, интересам общественного
развития, способствовать
эффективному и рациональному
использованию территорий,
природных и трудовых ресурсов
в муниципальных образованиях.
Пока в этом направлении сделано
немного. По данным Минрегиона,
в 2008 году были утверждены
237 схем территориального
планирования муниципальных
районов, 235 генеральных планов
городских округов, 343 генеральных
плана поселений в границах
населенных пунктов. Но это
очень мало. Почему? Потому что
мы знаем, что если планировать,
то нам нужно не менее 24 тысяч
схем.
Если сравнить это в процентном
отношении, то получается,
что мы всего 4 процента от всех
субъектов взяли и поняли, что
такое планирование.
И наши местные власти должны
самостоятельно разрабатывать
стратегические планы развития
своих территорий. Но как
это сделать, чтобы они и подчинялись,
и учитывали интересы
развития всей страны в целом?
Структуру таких документов, общие
принципы их подготовки,
утверждения должен определить
федеральный закон о социальноэкономическом
прогнозировании
и социально-экономическом развитии
Российской Федерации,
который, по разговорам, только
разрабатывается Правительством.
И если даже он разрабатывается,
то мы уже в Государственной
Думе над этим думаем,
потому что тут палка о двух концах.
Если мы говорим о муниципальных
районах, то главная задача,
стоящая перед ними, исходя
из полномочий их органов
власти, – это определение места
размещения социальной, инженерной,
транспортной инфраструктуры,
строительство больниц,
школ, детских садов, дорог
и так далее. Если до 1 января
2010 года все эти уровни власти
не утвердят документы (о которых
действительно сказал Владимир
Владимирович на совещании
в Санкт-Петербурге, что нет
таких документов, мы только говорим;
и это очень серьезный
Комитет Совета Федерации по вопросам МСУ. Проблемы управления земельными …
7
Стр.1