А. Дементьев
ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ УСТОЙЧИВОСТИ*
ное самоуправление делилось на
двухуровневое с различным объемом
компетенции на каждом
уровне. В действующей Конституции
Российской Федерации
вопрос об уровнях местного самоуправления
не нашел своего
однозначного нормативного разрешения.
В части 2 статьи 131
Конституции Российской Федерации
установлено, что изменение
границ территорий, в которых
осуществляется местное самоуправление,
допускается с
учётом мнения населения соответствующих
территорий. Аналогичная
норма содержалась в Федеральном
законе в редакции
1995 года. В то же время федеральным
законодателем не были
определены формы и основания,
при которых должно учитываться
мнение населения. Конституционный
Суд Российской Федерации
в Постановлении ¹1-П от 24
января 1997 года по делу о проверке
конституционности Закона
Удмуртской Республики от 17
апреля 1996 года «О системе
органов государственной власти
в Удмуртской Республике» установил,
что наиболее адекватной
формой учёта мнения населения
в данном конкретном случае
(часть 2 статьи 131 Конституции
Российской Федерации) является
местный референдум. Если
такое требование не заявляется,
то для досрочного прекращения
полномочий
К
соответствующих
органов местного самоуправления
достаточно решения соответствующих
выборных органов
местного самоуправления. Необ*
§3.2 книги Александра Николаевича
Дементьева «Теории и конституционно-правовая
практика местного
самоуправления в Российской Федерации:
монографическое исследование»
– Обнинск: Институт муниципального
управления, 2009. – 304с.
Книгу можно заказать по адресу
http://emsu.ru/lm/default.asp
ак известно, до*
1993 года в
Российской Федерации местходимость
учёта мнения населения
могла предусматриваться и в
иных случаях. Федеральным законом
в редакции 1995 года определение
форм учета мнения
населения было отнесено к полномочиям
субъектов Российской
Федерации. При этом оставался
открытым вопрос о квалификации
действий органов местного
самоуправления с точки зрения
того, являются ли эти действия
учётом мнения населения либо
нет. Мнение населения, исходя
из содержания конкретных вопросов
местного самоуправления,
может учитываться в различных
формах, а не только в
форме выражения мнения в виде
референдума. Такими формами,
например, могут быть: консультативный
опрос, консультативный
референдум и т.д.
Конституционный Суд Российской
Федерации однозначно подтвердил
принципы, на основе
которых должны образовываться
уровни местного самоуправления:
децентрализации и приближения
власти к народу.
Вопросы
территориального
устройства системы публичной
власти являются наиболее сложными
в федеративных государствах.
Территориальная организация
местного самоуправления
предопределяет разграничение
компетенции между уровнями
публичной власти, перераспределение
финансовых ресурсов
между уровнями бюджетной системы,
установление рационального
баланса в решении вопросов
местного значения и реализации
государственных полномочий
на местном уровне.
В соответствии с положениями
Федерального закона в редакции
1995 года для обозначения территорий
городских и сельских
поселений (населенных пунктов)
и других территорий, в которых
осуществлялось местное самоуправление,
использовался термин
«муниципальные образования».
Термины «поселение» и
«населенный пункт», используемые
в законодательстве, имели
практически одно и то же значение
и применялись для обозначения
географических и градостроительных
объектов.
В соответствии с Федеральным
законом «О наименовании
географических объектов» регистрации
в Федеральном реестре
географических объектов подлежали
следующие территории, в
которых осуществлялось местное
самоуправление: города и другие
поселения, районы, волости. В
общероссийский классификатор
объектов административно-территориального
деления, используемый
Государственным комитетом
Российской Федерации по
статистике, включены следующие
объекты: районы, города, города
и поселки городского типа республиканского,
краевого, областного
подчинения, города и поселки
городского типа районного
подчинения,
внутригородские
районы, округа города республиканского,
краевого, областного
подчинения, поселки городского
типа, сельсоветы. К поселкам
городского типа относятся рабочие,
курортные и дачные поселки.
Наряду с названием «сельсовет»
используются названия
«сельский округ»,
«волость»,
«сельская администрация», «сомон»
и др.
В редакции Градостроительного
кодекса от 7 мая 1998 года
¹73-ФЗ, действовавшей до 2004
года, прямо указывалось, что
поселения Российской Федерации
подразделяются на городские
(города – 10 категорий и
поселки) и сельские поселения
(села, станицы, деревни, хутора,
кишлаки, аулы, стойбища, заимки
и иные поселения) в зависимости
от численности населения1
.
1 Сопоставляя итоги переписи населения
2002 года и приведенную
классификацию в Российской Федерации:
2 сверхкрупных города – МоА.
Дементьев. Тенденции формирования территорий муниципальных образований …
5
Стр.1