А. Мадьярова1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ПОЛОЖЕНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Ф
едеральный закон «Об общих
принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» позволяет
выделить 3 группы вопросов,
находящихся в ведении муниципальных
образований:1
1) вопросы местного значения
(ñò. 14, 15, 16);
2) отдельные государственные
полномочия, переданные
органам местного самоуправления
федеральными законами
или законами субъектов Российской
Федерации (ñò. 19);
3) вопросы, не отнесенные к
вопросам местного значения,
право решения которых предоставлено
органам местного
самоуправления (ñò. 14.1, 15.1,
16.1).
При этом другими (отраслевыми)
законами также устанавливаются
полномочия органов
местного самоуправления в конкретных
сферах общественной
жизни. В связи с этим возникает
вопрос, к какой из указанных
групп «предметов ведения» они
относятся, и как это определить
в каждом конкретном случае?
Это тем более важно, что от ответа
на этот вопрос зависит и
вывод об обязательности либо
факультативности осуществления
этих функций органами местного
самоуправления и, самое главное,
об источниках финансирования
расходов на их осуществление.
Вопросы
местного значения –
это по существу предметы собственного
ведения муниципальных
образований и полномочия
по ним обязательны к осуществлению
органами местного самоуправления,
причем за счет соб1
Мадьярова Анна Владимировна –
эксперт Единого общероссийского
объединения муниципальных образований
(Конгресса).
14
ственных средств местных бюджетов.
Делегированные
государственные
полномочия также обязательны
к исполнению органами
местного самоуправления в силу
закона (поскольку их передача
осуществляется именно законом
и никаким иным актом невозможна!),
однако они осуществляются
не за счет собственных
средств местных бюджетов, а за
счет субвенций на осуществление
именно этих полномочий,
выделяемых из соответствующего
бюджета (при передаче федеральных
полномочий – из федерального
бюджета, при передаче
полномочий субъектов Российской
Федерации – из бюджета
субъекта Российской Федерации).
При этом принципиально
важно, что обязательность исполнения
делегированных полномочий
возникает не с момента
их передачи федеральным законом
или законом субъекта Российской
Федерации, а с момента
предоставления законом о бюджете
на финансовый год (плановый
период) соответствующих
субвенций (ч.7 ст.19 Федерального
закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»).
Если такие субвенции не
предусмотрены, то и положения
закона о передаче полномочий
считаются не введенными в действие
на соответствующий год
(иной плановый период), а следовательно,
у органов местного
самоуправления не только не
возникает обязанность их исполнять,
но и отсутствует такое право,
поскольку это может быть
расценено как нецелевое использование
бюджетных средств.
Положение ч.2 ст.20 Федерального
закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»,
согласно которому для
отказа от исполнения переданных
полномочий необходимо
принятие судебного решения о
признании закона о передаче
полномочий не соответствующим
статье 19 Федерального закона
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в
Российской Федерации», не касается
случаев непредоставления
субвенций законом о бюджете
– здесь речь идет о противоречии
самих законов о наделении
полномочиями по содержанию
или по форме принятия (например,
не соблюдены требования
к содержанию законов, к
примеру, не определена методика
расчета субвенций). Если же
не предоставляются субвенции,
то проблема кроется не в законе
о наделении полномочиями как
таковом, а в законе о бюджете, и
для этих случаев ч.7 ст.19 Федерального
закона «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации» предусматривает специальное
правило, гласящее, что
при отсутствии положений о субвенциях
в законе о бюджете закон
о наделении полномочиями в
соответствующем году (плановом
периоде) считается не введенным
в действие. Поэтому в этих
случаях отказ от исполнения делегированных
полномочий правомерен
без какого-либо судебного
решения, поскольку закон о
передаче полномочий является
недействующим.
Предусмотренное абз.2 ч.5
ст.19 Федерального закона «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» дополнительное
финансирование делегированных
полномочий из местных
бюджетов не случайно названо
дополнительным – оно возможно
только в дополнение к переМУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО N¹3/2008 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1