Гладких1
К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
О
пределение наиболее приемлемой модели координации деятельности государственных и муниципальных исполнительных органов в Российской
Федерации является в настоящее время одной из актуальнейших проблем. <...> Указанная проблема долгое время находилась за
границами научного исследования. <...> 1
Известно, что единство публичной власти выражается в
единстве системы публичных
органов власти, установлении
общих принципов ее организации на всех уровнях федеральном, региональном и местном. <...> В.А. Юсупов
предлагают выделить исполнительную власть в отдельный институт исполнительной власти в
системе публичных институтов2. <...> Исходя из вышеизложенного,
приступая к рассмотрению вопроса о месте исполнительных
органов муниципального уровня
в системе управления государством, в первую очередь, следует
определиться с их публичноправовой природой. <...> Решение
поставленного вопроса позволит,
по нашему мнению, определиться с оптимальными схемами организации и подчиненности исполнительных органов муниципального уровня. <...> 12
ного закона от 06.10.03 №131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой форму осуществления
народом своей власти3, которая
в соответствии со ст. <...> В связи этим, в теории муниципального права сформированы
несколько подходов к публичноправовой природе муниципальных органов: <...> 1) Первый подход сформулирован в трудах ряда ученых4, а
также в актах правоприменительных органов5, в соответствии с
которым муниципальные органы
представляют собой специфические
по
своей
публичноправовой природе органы населения территориальных единиц,
а не государства, что при этом
не свидетельствует об их невластной природе, так как публичная
власть может быть и муниципальной. <...> 2) В соответствии со вторым
подходом <...>
К_вопросу_о_месте_исполнительных_органов_муниципального_уровня_в_системе_управления_государством.pdf
С. Соловьев, Н. Гладких1
К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
О
пределение наиболее приемлемой
модели координации
деятельности государственных
и муниципальных исполнительных
органов в Российской
Федерации является в настоящее
время одной из актуальнейших
проблем. Указанная проблема
долгое время находилась за
границами научного исследования.
1
Известно, что единство публичной
власти выражается в
единстве системы публичных
органов власти, установлении
общих принципов ее организации
на всех уровнях – федеральном,
региональном и местном. В
связи с этим, многие исследователи,
такие как А.Ф. Ноздрачев,
Ю.А. Тихомиров,
В.А. Юсупов
предлагают выделить исполнительную
власть в отдельный институт
исполнительной власти в
системе публичных институтов2
Исходя из вышеизложенного,
.
приступая к рассмотрению вопроса
о месте исполнительных
органов муниципального уровня
в системе управления государством,
в первую очередь, следует
определиться с их публичноправовой
природой. Решение
поставленного вопроса позволит,
по нашему мнению, определиться
с оптимальными схемами организации
и подчиненности исполнительных
органов муниципального
уровня.
Следует напомнить, что в соответствии
с ÷.2 ñò.1 Ôåäåðàëü1
Соловьев
Сергей Геннадьевич,
заведующий кафедрой Конституционного,
административного и муниципального
права Южно-Уральского
государственного университета, доктор
юридических наук; Гладких Николай
Михайлович, старший преподаватель
кафедры Конституционного,
административного и муниципального
права Южно-Уральского государственного
университета.
2
См.: Исполнительная власть в
ÐÔ. Ì. 1996. Ñ.17-18; Юсупов Â.À.
Научная организация исполнительной
âëàñòè. Волгоград. 1998. Ñ.18.
12
ного закона от 06.10.03 ¹131ÔÇ
«Об общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации»
местное самоуправление в Российской
Федерации представляет
собой форму осуществления
народом своей власти3
, которая
в соответствии со ст.12 Конституции
РФ отделена от системы
органов государственной власти.
В связи этим, в теории муниципального
права сформированы
несколько подходов к публичноправовой
природе муниципальных
органов:
1) Первый подход сформулирован
в трудах ряда ученых4
также в актах правоприменительных
органов5
по
своей
через которые народ РФ осуществляет
свою власть;
б) наделены правом издания
общеобязательных правовых актов;
â)
грань между вопросами государственного
и местного значения
носит весьма условный
характер;
г) разграничение вопросов государственного
и местного значения
полностью зависит от усмотрения
органов государственной
власти;
д) самостоятельная реализа,
а
, в соответствии с
которым муниципальные органы
представляют собой специфические
публичноправовой
природе органы населения
территориальных единиц,
а не государства, что при этом
не свидетельствует об их невластной
природе, так как публичная
власть может быть и муниципальной.
2)
В соответствии со вторым
подходом не существует принципиальных
различий в публичноправовой
природе органов местного
самоуправления и органов
государства, так как:
а) указанные органы являются
субъектами властных отношений,
3
ция вопросов местного значения
для многих муниципальных образований
нереальна в силу ограниченности
их организационных
и финансовых возможностей6
Как отмечает В.А. Сивицкий,
.
статья 12 Конституции РФ о невхождении
органов местного самоуправления
и тем самым органов
исполнительной власти местного
самоуправления в систему
органов государственной власти
возникла по тонким политико-психологическим
соображениям,
чтобы дать понять, что местное
самоуправление – это нечто
такое, во что государству не
следует вмешиваться. Хотя все
прекрасно понимали, что это государственная
власть7
.
Рассматривая место мунициФедеральный
закон от 06.10.03
¹131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации» // Российская
ãàçåòà. 2003. 8 îêòÿáðÿ.
4
Чиркин В.Е. Государствоведение.
Ì. 2000. Ñ.375; Овчинников È.È. Местное
самоуправление в системе
народовластия. Ì. 1999. Ñ.96; Шеремет
К.Ф. Становление правовой
базы местного самоуправления в
Российской Федерации. Местное
самоуправление: современный российский
îïûò. Ì. 1998. Ñ.49.
5
Постановления Конституционного
Суда Ðîññèè. ¹1-Ï от 24.01.1997 ã. и
¹3-Ï от 15.01.1998 ã.
пальных исполнительных органов
в системе управления государством
необходимо учитывать опыт
моделей организации функционирования
местных органов исполнительной
власти, которые в
6 Матейкович М.С. Дефекты конституционно-правового
регулирования
в Российской Федерации // Государство
и ïðàâî. 207. Ñ.15.; Чеботарев
Г.Н. Публично-правовая природа
местного самоуправления // В кн.:
Муниципальное право России. М.
2005. Ñ.22.
7
См.: Сивицкий В.А. Проблемы
реализации и перспективы развития
конституционной модели российского
местного самоуправления. Материалы
«Круглого стола» // Государство
и ïðàâî. ¹3. 2004. Ñ.46.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹2/2008 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1