Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639329)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Организация городского самоуправления в Западной Сибири после введения Городового положения 1870 г. (66,00 руб.)

0   0
Первый авторЛен
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц7
ID173002
АннотацияАвтор анализирует изменения в организации и деятельности городских самоуправлений Западной Сибири в связи с принятием Городового положения 1870 г.
Лен, К.В. Организация городского самоуправления в Западной Сибири после введения Городового положения 1870 г. : статья / К.В. Лен .— Муниципальное право №48 .— : Институт муниципального управления, 2006 .— 7 с. — С.88-94 .— URL: https://rucont.ru/efd/173002 (дата обращения: 21.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К.В. Лен ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ ГОРОДОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ 1870 г.* С огласно* тексту Городового положения, в состав органов городского самоуправления входили городские избирательные собрания, городские думы, городские управы, исполнительные комиссии. <...> 16 собрания избирателей составлялись для избрания гласных думы через четыре года. <...> Избирательное право давалось владельцам торгово-промышленных заведений, тем, кто платил в доход города с купеческих, промысловых, приказчичьих 1-го разряда свидетельств. <...> 18) не предоставлялись находящимся под следствием, банкротам, лишенным духовного сана или дворянства, горожанам, не платившим сборы в городской бюджет, губернаторам, членам губернских по городским делам присутствий, местной полиции. <...> Оговаривалось деление избирателей на три разряда, порядок избрания гласных городских дум. <...> Среди недостатков избирательной системы называлась многолюдность собраний избирателей, отсутствие квартирного налога, устранявшее от участия в работе городских управлений образованных горожан. <...> Предлагалось предоставить избирательные права людям со средним и высшим образованием, проживающим в городе не менее 2 лет, многолюдные собрания поделить на отделы, разрешить городским думам в случае ухода гласных пополнять собственный состав из лиц, набравших наибольшее число голосов. <...> В июне 1889 г. Дурново требовал от си- бирских губернаторов выяснить отношение городских голов к возможной модернизации муниципального законодательства. <...> В качестве основной темы предлагалось поразмышлять над тем, насколько возможен механизм избрания сверхкомплектных гласных. <...> Так, предлагалось избирателей делить не на три, а на два разряда (Курган, Тюмень), в случае игнорирования гласными своих обязанностей увольнять их из гласных, заменяя сверхкомплектным (Ишим, Тюмень, Туринск). <...> В центре страны только в Петербурге, Одессе, Астрахани, Петрозаводске не выросла <...>
Организация_городского_самоуправления_в_Западной_Сибири_после_введения_Городового_положения_1870_г..pdf
ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ Ê.Â. Лен ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ ГОРОДОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ 1870 ã.* С огласно* тексту Городового положения, в состав органов городского самоуправления входили городские избирательные собрания, городские думы, городские управы, исполнительные комиссии. По ст.16 собрания избирателей составлялись для избрания гласных думы через четыре года. В составе избирательного собрания мог состоять только подданный России, в возрасте старше 25 лет, владеющий в городе недвижимостью и плативший с нее сборы в бюджет. Избирательное право давалось владельцам торгово-промышленных заведений, тем, кто платил в доход города с купеческих, промысловых, приказчичьих 1-го разряда свидетельств. Избирательные права (ст.18) не предоставлялись находящимся под следствием, банкротам, лишенным духовного сана или дворянства, горожанам, не платившим сборы в городской бюджет, губернаторам, членам губернских по городским делам присутствий, местной полиции. Право голоса могли получить юридические лица (ведомства, учреждения, общества, компании, монастыри, церкви). Оговаривалось деление избирателей на три разряда, порядок избрания гласных городских дум.1 Повседневная практика организации выборов в городские думы, собранные МВД запросы с мест убедили правительство пересмотреть избирательную систему. К ее недостаткам МВД относило отсутствие в ст.49 Городового положения эффективного механизма замещения выбывших гласных, несовершенство трех* Статья подготовлена при поддержке ÐÃÍÔ, грант ¹01-01-00067à. 1 Городовое положение 16 июня 1870 ã. ÑÏá., 1871. Ñ.25, 26. 88 разрядной избирательной системы, из-за которой не достигалась основная цель правительства – уменьшение роли торговопромышленного капитала и укрепление позиций крупных налогоплательщиков в системе городского самоуправления. Для того чтобы устранить этот недостаток, МВД предлагало вносить горожан в списки избирателей не по сумме уплачиваемых налогов, а по высшему платежу. Среди недостатков избирательной системы называлась многолюдность собраний избирателей, отсутствие квартирного налога, устранявшее от участия в работе городских управлений образованных горожан. С 1882 по 1888 ã. МВД разработало ряд предложений по изменению отдельных статей Городового положения. Предлагалось предоставить избирательные права людям со средним и высшим образованием, проживающим в городе не менее 2 лет, многолюдные собрания поделить на отделы, разрешить городским думам в случае ухода гласных пополнять собственный состав из лиц, набравших наибольшее число голосов. В конечном итоге проект реформы не получил юридического оформления из-за смены правительства (разрабатывался при Н.П. Игнатьеве, не утвердил его новый министр Д.А. Толстой).2 Вместе с тем отголоском названных планов правительства был сбор на местах информации по проблемам организации городского самоуправления. МВД, прежде всего, интересовало позиция городских голов. В июне 1889 ã. Дурново требовал от ñè2 Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60 – начале 90-õ годов ÕIÕâ. Ë., 1984. Ñ.220–249. бирских губернаторов выяснить отношение городских голов к возможной модернизации муниципального законодательства. В качестве основной темы предлагалось поразмышлять над тем, насколько возможен механизм избрания сверхкомплектных гласных. Архивохранилища сохранили мнения городских голов Тобольской губ. В целом городские головы положительно отнеслись к корректировке ñò.38 и 49. Так, предлагалось избирателей делить не на три, а на два разряда (Курган, Тюмень), в случае игнорирования гласными своих обязанностей увольнять их из гласных, заменяя сверхкомплектным (Èøèì, Òþìåíü, Òóðèíñê).3 Между выборами на 1-å и 4-å четырехлетия число избирателей увеличилось в большинстве городов, как Европейской России, так и Томской губ. В центре страны только в Петербурге, Одессе, Астрахани, Петрозаводске не выросла численность и удельный вес избирателей. Вместе с тем увеличение населения, вызванное капиталистическим развитием, не привело к изменению соотношения числа горожан и избирателей. Право голоса имела небольшая часть городского населения.4 Аналогичные тенденции наблюдались в Томской губ. В городах Томской губ., как и в центре страны, доля избирателей горожан росла в том случае, если падала общая численность городского населения. В Кузнецке удельных вес избирателей был значительно выше, чем в Томске (òàáë. 1). Как и в годы ïðîâåäå3 ТФ ÃÀÒÎ. Ô.152. Îï.35. Ä.419. Ë.3–160. 4 Там æå. Ñ.62, 63. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹4/2006 ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ
Стр.1