СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Н
ачавшийся в 19901991 гг.
процесс
реформирования
власти на местах в России и Белоруссии на основе принципов
самоуправления, появление законов о местном самоуправлении
стали основой формирования
новой отрасли права муниципального права. <...> Отправной точкой
в развитии законодательства о
местном самоуправлении и муниципального права в целом стал
Закон СССР 1990 г. «Об общих
началах местного самоуправления
и местного хозяйства в СССР». <...> В
этом законе было впервые дано
определение
местного
самоуправления как «самоорганизации
граждан для решения непосредственно или через избираемые
ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей
административнотерриториальных единиц, на основе законов и соответствующей
материальной и финансовой базы» (статья 1). <...> Система местного
самоуправления включала в себя
местные Советы народных депутатов и органы территориального
общественного самоуправления
(советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные,
поселковые, сельские комитеты и
другие органы) (статья 2). <...> Права, полномочия,
ответственность, финансовая и
материальная основа самоуправления были впервые гарантированы законодательно. <...> В
связи политическими изменениями, полярными тенденциями к
дезинтеграции союзных республик в данный закон уже в 1990
году были внесены поправки. <...> Так,
10 октября 1990 г. Закон РСФСР
«О дополнительных полномочиях
местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», закрепил
несколько расширивший
круг
полномочий местных органов
власти, но и фактически восстановил их вертикальную подчиненность как по линии исполнительных органов (исполкомов), так и
по линии самих Советов. <...> 24 мая
1991 г. Съездом народных депутатов РСФСР были приняты поправки в Конституцию РСФСР. <...> В
свою очередь, 20 февраля 1991
года в Республике <...>
Сравнительный_анализ_местного_самоуправления_в_Российской_Федерации_и_Республике_Беларусь.pdf
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Е. Шестакова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
власти на местах в России и Белоруссии
на основе принципов
самоуправления, появление законов
о местном самоуправлении
стали основой формирования
новой отрасли права – муниципального
права. Отправной точкой
в развитии законодательства о
местном самоуправлении и муниципального
права в целом стал
Закон СССР 1990 ã. «Îá общих
началах местного самоуправления
и местного хозяйства в СССР». В
этом законе было впервые дано
определение местного самоуправления
как «самоорганизации
граждан для решения непосредственно
или через избираемые
ими органы всех вопросов местного
значения, исходя из интересов
населения и особенностей
административнотерриториальных
единиц, на основе
законов и соответствующей
материальной и финансовой базы»
(статья 1). Система местного
самоуправления включала в себя
местные Советы народных депутатов
и органы территориального
общественного самоуправления
(советы и комитеты микрорайонов,
жилищных комплексов, домовые,
уличные, квартальные,
поселковые, сельские комитеты и
другие îðãàíû) (ñòàòüÿ 2).
В целом, несмотря на еще «соН
ветское»
понимание его авторами
самой сути самоуправления, данный
документ был серьезным шагом
вперед. Права, полномочия,
ответственность, финансовая и
материальная основа самоуправления
были впервые гарантированы
законодательно. Это позволило
начать на местах работу по
становлению системы самоуправления
на более прочной основе. В
связи политическими изменениями,
полярными тенденциями к
дезинтеграции союзных республик
в данный закон уже в 1990
ачавшийся в 1990–1991 ãã.
процесс
реформирования
году были внесены поправки. Так,
10 октября 1990 ã. Закон РСФСР
«О дополнительных полномочиях
местных Советов народных депутатов
в условиях перехода к рыночным
отношениям», закрепил
несколько расширивший круг
полномочий местных органов
власти, но и фактически восстановил
их вертикальную подчиненность
как по линии исполнительных
органов (исполкомов), так и
по линии самих Советов. 24 мая
1991 г. Съездом народных депутатов
РСФСР были приняты поправки
в Конституцию РСФСР. В
свою î÷åðåäü, 20 февраля 1991
года в Республике Беларусь был
принят закон «О местном управлении
и самоуправлении Республики
Áåëàðóñü» ¹617-XII.
Этот момент можно считать
переходным, поскольку именно с
этого времени пути развития законодательства
РСФСР и Республики
Беларусь о местном самоуправлении
несколько расходятся.
Вслед
за этим принимается
Закон РСФСР «О местном самоуправлении
в РСФСР», менее
демократичный, чем союзный
закон, но более точно отражающий
реальное состояние дел в
области самоуправления. К его
достоинствам можно отнести
большую практическую применимость
и возможность использования
напрямую, без дополнительных
нормативных актов, что
позволило более четко структурировать
систему органов местного
самоуправления. Это уже
была другая, противоположная
союзной, модель организации
местного самоуправления, но и
она могла быть вполне работоспособной.1
1
Гильченко Л. Местное самоуправление:
Долгое возвращение.
Становление местного самоуправления
в Ðîññèè. Ì.: ÌÎÍÔ, 1998.
В дальнейшем понятие местного
самоуправления получило
конституционное закрепление. В
статье 12 Конституции Российской
Федерации от 12 декабря
1993 года «признается и гарантируется
местное самоуправление.
Местное самоуправление в
пределах своих полномочий самостоятельно.
Органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной
власти». В Конституции России,
однако, нет прямого определения
понятия «местное самоуправление».
Прямое определение
было дано в Федеральном
законе «Об общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации»,
вступившем в силу в 1995 ãîäó.
В отличие от Конституции Российской
Федерации в Конституции
Республики Беларусь от 1994
года в 5 разделе (ñòàòüè 117–
124) более детально раскрываются
основы самоуправления:
выделяются уровни местного
самоуправления (местные Советы
депутатов, исполнительные и
распорядительные органы, органы
территориального общественного
самоуправления, местные
референдумы, собрания и
другие формы прямого участия в
государственных и общественных
делах), определяется срок избрания
депутатов и исключительная
компетенция Советов
депутатов.
В целом, законодательство
двух стран развивалось в рамках
модели, установленной Европейской
хартией местного самоуправления
от 15 октября 1985 ã.
Эта тенденция объясняется тем,
что изначально и в России и в
Белоруссии институт самоуправления
не был развит. В этой связи
законодатели двух стран исходили
из требований уже принятых
документов и изучали богаЕ.
Шестакова. Сравнительный анализ местного самоуправления в РФ и Республике Беларусь 95
Стр.1